Двух музыкантов разъединяет временная разница, но сближает одна страсть - оба активные пропагандисты национальной культуры. Виктор Иосифович, несмотря на свои семьдесят, очень энергичен и целеустремлен. Умеет не только работать, но и отдыхать. Видели бы вы, как он лихо отплясывал на новогодней дискотеке, совершенно не отставая от молодых... Вот только глаза выдают его возраст - глаза печального философа. Всей своей жизнью известный на Дальнем Востоке музыкант неоднократно подтверждал замечание, однажды высказанное датским физиком лауреатом Нобелев-ской премии Нильсом Бором: «Если ты хочешь, чтоб тебя невзлюбили, покажи, что ты что-то умеешь». В училище физике не обучают Едва Виктор достиг совершеннолетия - он сильно огорчил своего отца Иосифа Прохоровича. Хотя в семье было девять детей - шесть девочек и трое мальчиков, - именно в Викторе сельский учитель русского языка и литературы видел своего преемника. Но, похоже, сам способствовал тому, что сын выбрал другую стезю. Человек веселого нрава, интеллигент, никогда не отказывался поиграть на любимой тальянке на сельских гулянках. Витя завороженно смотрел, как отцовские пальцы порхают по клавишам. Однажды малец набрался храбрости: «Батя, можно я попробую?» И до такой степени слился с инструментом, что, когда попросил отца приобрести более сложную гармонику «Хромка», старший Гора не посмел отказать. Хоть и крепко поморщился сперва: время-то было послевоенное, жили впроголодь, каждая копеечка на счету. Отца убедил веский аргумент маленького музыканта: «Инструмент нужен получше, чтобы продолжать образование». В родном селе Верхнебелом Ромненского района отродясь не было музыкальной школы. Мальчик учился играть на слух. После семилетки он поступил в Благовещенскoе училище, где готовили учителей начальных классов. Но что прельстило подростка - там вменялось обязательное обучение музыке. Разумеется, Витя сразу уселся за баян, но, увы, скоро преподаватель Борис Трофимович Степанов посоветовал заняться домрой. Баян был на училище всего лишь один, а недостатков в домрах не ощущалось. Взял тогда юноша в руки инструмент, который никогда раньше в глаза не видел, и прошел с ним всю жизнь. (Впрочем, предложи ему тогда перейти на какую-нибудь лютню, бубен или клавесин - согласился бы не моргнув глазом. Лишь бы музыкой заниматься.) И вот на руках документ об окончании училища. Виктор, ярый поклонник физики и точных наук, собирается поступать на физико-математический факультет Благовещенского пединститута. «Пусть не словесник, - думал отец, - пусть математик, но все равно учитель». Но, как говорится, бог не услышал молитвы отца. И «срезался» юноша на физике. Виктор о своем фиаско домой сообщать не стал и по совету преподавателя вместе с другом Женькой Плотниковым рванул в Хабаровское музыкальное училище. Экзамены сдали успешно. Отец Виктора, однако, был сильно разочарован. Но сын впервые не послушался отца и, подхватив фанерный чемоданчик, уехал в далекий Хабаровск. Самый прилежный студент Иосиф Прохорович хоть и обещал посадить непослушного сына на голодный паек, слово не сдержал. А через год Виктор сам отказался от финансовой помощи родителей. Устроился работать сразу в двух местах. В оркестре при Доме радио денег, правда, получал немного, но практику прошел великолепную. Оркестр выходил в эфир два раза в неделю, играли вживую, без предварительной записи. Такая практика требовала максимальной самоотдачи и сосредоточенности. Еще Гора руководил оркестром при клубе гражданской авиации. В 1958 году, на столетие Хабаровска, его оркестр занял первое место среди 17 музыкальных коллективов города. Так и пошло дальше: любое место, кроме первого, Виктор воспринимал как поражение. Когда администрация музыкального училища решила выяснить, сколько получают работающие студенты и как это сказывается на образовании, выяснилась совершенно феноменальная ситуация. Оказывается, Виктор Гора, имея доход в размере средней зарплаты, был единственным студентом, кто за все годы обучения не пропустил ни одного (!) занятия. Когда Гора получил диплом с отличием, ему дали направление в Киевскую консерваторию, где «краснодипломников» принимали без экзаменов. Это был ошеломительный успех! Виктор не ожидал такого «звездного билета», а потому... отказался его получить. В жизни музыканта три этапа «Сколько можно учиться?! - размышлял Гора. - И так восемь лет потратил на обучение. Не хочется еще пятилетку студенческую лямку тянуть». В качестве утешительного приза Виктора оставили в Хабаровске. Но работа методиста русской инструментальной музыки не радовала молодого специалиста. От него ждали конкретных советов седовласые участники самодеятельности, а он был еще совсем молод, тушевался, да и опыта маловато. Вернулся в Благовещенское педагогическое училище, но теперь уже в качестве преподавателя по классу домры. Делал аранжировки для ансамблей русских инструментов. Кстати, хранит до сих пор самую первую - «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, написанную еще в Хабаровске. Забегая вперед, скажу, что если Виктор Иосифович пожелает написать книгу о своем творческом пути, подготовительная работа сведена до минимума. Ума не приложу, как обстоятельно точно он отмечал все полвека своей жизни в искусстве. В двенадцати толстенных альбомах указаны все концерты, сохранены программки и вырезки из газет. Свою творческую жизнь Гора поделил на три этапа. Первый - пребывание в Благовещенске с 1958 года до 1971-го, второй - в Белогорске с 1971 по 1986 годы, третий - с 1986-го по сегодняшний день. Самые яркие годы, пожалуй, приходятся на Белогорск. Там он стал директором музыкальной школы, создал оркестр и принялся завоевывать только первые места на конкурсах коллективов Сибири и Дальнего Востока. Белогорская детская музыкальная школа множество раз признавалась лучшей в области. Как-то Гора был в Москве на курсах повышения квалификации. После того как он прокрутил магнитофонные записи своего оркестра, все пятьдесят шесть директоров изумились и признались, что это лучший российский оркестр среди детских музыкальных школ. Жена Виктора Светлана окончила во Владивостоке институт искусств и блестяще владела скрипкой. Дети Катя и Ульяна побеждали на всевозможных конкурсах по игре на скрипке и домре. И Гора стал сильно раздражать кое-кого из коллег. «Не слишком ли часто звучит это имя?» - спрашивали друг друга завистники. И начали кампанию по изгнанию трудолюбивого и амбициозного музыканта. - Я до сих пор не имею привычки льстить, - говорит юбиляр. - Как начинаю вспоминать о тех обидах, что мне принесли мои враги, сразу давление скачет. Обиделась на меня руководительница хора в Белогорской ДМШ. Она вернулась с фестиваля детских хоров. Спрашиваю: «Как успехи?» Отвечает: «Нормально. Хорошо». «А именно?» Она: «Одиннадцатое место». У меня глаза на лоб: «Среди четырнадцати коллективов взять одиннадцатое место - это нормально?» На него писали жалобы и доносы. Приезжали комиссии из партийных органов, управления культуры, терзали проверками. - Что самое обидное, - сокрушается Гора, - никто не извинился передо мной. Ничего не нашли, никаких нарушений... Я уехал из Белогорска - разве лучше стало? Ансамбля педагогов нет больше, детского оркестра тоже нет. Он вернулся в Благовещенск, пришел в детскую музыкальную школу искусств. До него в течение двадцати двух лет одиннадцать руководителей вели оркестр русских инструментов - и никаких положительных результатов. Он принял коллектив, и через два года - первое место в Благовещенске, затем в Дальневосточном региональном конкурсе в Чите. В 1988 году Виктор Гора выпустил книгу «Русские инструменты Приамурья». Собрал огромное количество материала и подготовил справочное издание о 120 лучших музыкантах области. Год она пролежала в областном управлении культуры, но ходу ей не дали. - Видел, что раздражаю ответственных лиц фактом своего появления, забрал книгу и сдал в архив. Может, после моей смерти издадут? Он изменил принципам однажды Когда Гора посчитал, что на него посматривают как на некий отработанный материал - уже устаревший и немодный, он ушел в областной Дом народного творчества, а затем в филармонию. И создал молодежный коллектив - квартет «Карусель», который в скором времени стал одним из ведущих коллективов филармонии. Но и тут появились завистники. Претензии до смешного обидные: «Гора и «Карусель» слишком много работают, а потому получают слишком большие деньги!» А кто остальным не дает заниматься репетициями каждый день по три часа, стремиться к совершенству? ...Гора - неудобный. Слишком монолитный, крепкий. Сдвинуть гору, как известно, тяжело. Как и человека с такой же фамилией. - Я не имею права занимать одиннадцатые места и радоваться этому. Нет, только первые, - говорит он. Нет, не зря прожил пятьдесят лет в музыке Виктор Иосифович. Его знают Москва и Харбин, столичные нотные издательства издают его инструментовки. Его внук Женя Нохрин музицирует в популярном благовещенском рок-коллективе «Перекресток». ...Мне рассказали, как однажды - и впервые в жизни - Виктор Гора изменил своим принципам. Один преподаватель Благовещенского музыкального училища отказался принимать переэкзаменовку у студента. Видя, что парень на самом деле несколько не дотягивает до уровня, Виктор Иосифович... категорически потребовал у преподавателя выставить студенту положительную оценку. «Он ведь инвалид, у него больные ноги. Он больше ничем не сможет заниматься, кроме как преподавать в детской музыкальной школе, - бушевал в ярости Гора. - Оставь свои дурацкие требования!» И он добился - студента не отчислили. Тот впоследствии стал хорошим педагогом и музыкантом. Правда, до сих пор не знает, кому он этим обязан.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии