Сократят бюджетные места за счет гуманитарных специальностей: педагогика, социальные науки, культура, искусство, экономика и управление. Что касается техникумов и ПТУ, то там бюджетных мест, наоборот, прибавится. Конечно же, это событие дает почву для размышлений. Раз сократят бюджетные места, то, соответственно, в университеты не поступит довольно много людей. А куда им идти? По пути наименьшего сопротивления - в среднетехнические учебные учреждения. Или в армию. Хотя можно и в крайности удариться: на улицы, в подворотни, в криминал. Если я богат, то иду учиться на юриста, а если беден - на повара-кондитера. И представьте, что будет: первые идут по улице и брезгливо так показывают пальцем: мол, вон они идут, повара-кондитеры. По-моему, все эти новшества в образовании могут еще увеличить социальное неравенство в жизни. Что делать мне, если я умный, но бедный? Живу в какой-нибудь глубинке, а учиться в университете ой как хочется! Что мне, как Ломоносову, босиком до столицы? С таким вопросом корреспондент «М-ки» отправился «в люди». Пусть родители копят деньги Валентина Кобзарь, старший преподаватель кафедры журналистики АмГУ, ответила - как лекцию прочитала: - Был СССР, и в Союзе была социальная экономика, упрощенная. При ней достаточно просто было планировать доходы и расходы, объемы производства, число специалистов. Почему? Раз экономика упрощенная, то и количество специальностей ограничено. И набор в учебные заведения велся небольшой, но постоянный. После окончания вуза студент гарантированно трудоустраивался. Потому что было распределение. Сегодня - рыночная экономика, которая заставляет пересматривать принципы подготовки специалистов. И в плане качественном, и в количественном. В Амурской области было два военных училища, но из-за сокращения армии одно убрали. Готовили отличных учителей, и они уходили в школу. Сейчас идут куда угодно - в торговлю, сферу обслуживания, административные структуры. Это я к тому, что рынок требует пересмотра. Так как не всегда специалисты востребованы. Сокращение гуманитариев неизбежно, но оно должно быть дифференцированным. Например, в журналистике специалисты сегодня нужны. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 62 тысяч СМИ. Каждый год к этой цифре прибавляется еще 1500 новых. - Если я умен и талантлив, учиться в вузе - моя судьба. Но денег нет. Что делать? - Если ты умный - найдешь возможность поступить, но если при этом бедный, то тебе просто будет немного труднее. Но здесь очень многое зависит от родителей. Вообще это их обязанность - дать ребенку образование. Их главная задача. Завели ребенка, так готовьте деньги. Копите, откладывайте. Пусть платными станут все вузы! Что ж, преподавателю вуза достаточно легко говорить об этом - у него уже «вышка» имеется, его не мучит страх за собственное будущее. И на тему - увеличение платных мест за счет бюджетных - он может рассуждать достаточно абстрактно: хорошо это или плохо для страны. Не беря в расчет судьбу конкретного подростка, который из-за реформ может лишиться высшего образования. А что думает об этом молодежь? Яна Стародуб, студентка 2-го курса историко-филологического факультета БГПУ: - У нас в стране рыночные отношения, так почему образование должно быть бесплатным? Но я против, если будут сокращать только гуманитариев. Везде должен быть примерно одинаковый шанс поступить. - Я, конечно, понимаю нежелание государства оплачивать обучение людям, которые потом не будут работать по профессии, - рассуждает Андрей Сигаев, студент 1-го курса АГМА. - Огромные деньги тратятся на подготовку учителей или врачей, а они идут работать продавцами и сисадминами. Только от сокращения ситуация не улучшится. В школах и больницах все равно останется нехватка мест. Потому что те, кто останется в вузах после сокращения, все равно, получив диплом, пойдут работать в магазины. Надо повышать престиж профессии, а не искать новые способы экономии на людях. Но большинство студентов этой проблемой оказались не особо озабочены. А что, уже поступили, теперь главное - учись нормально. Марина Редькина, студентка 3-го курса отделения журналистики АмГУ, сама является «платником»: - Для поступления на бюджетное место я недобрала одного балла. Я думаю, если человек платит за свое образование, то он понимает, куда идет и зачем. Все зависит от человека, если есть голова на плечах - поступит. А нет - что ему делать в вузе? Лучше пойду в армию, чем в ПУ Больше всего вопрос о сокращении бюджетных мест волнует выпускников этого года. До школьного бала осталось уже пять месяцев, потому уже сейчас у одиннадцатиклассников начинается лихорадка, куда же пойти учиться? Есть такие школы, в которых можно сдавать экзамены в вуз параллельно с экзаменами в школе. Эта система называется совмещенными экзаменами. Но ведь есть и другие. Евгений Гоман, выпускник школы N 28: - Моя школа отказалась от совмещенных экзаменов. Я считаю, что на таких испытаниях шанс поступить увеличивается в несколько раз, потому что обстановка знакомая. А это играет большую роль. На факультете, куда я хочу подать документы, учатся либо медалисты, либо целевики. Специальность гуманитарная, и тютелька в тютельку попадает под решение о сокращении. Так что шансы стать студентом падают. Если не поступлю - в армию пойду. Конечно, можно было бы поступить в «фазанку», но туда я не собираюсь. У меня по этому поводу стереотип: думаю, что после окончания такого учебного учреждения устроиться куда-либо работать очень трудно. Продолжая рассуждать о сложившейся ситуации и глядя в грустные глаза почти абитуриента, задумываюсь: ведь во всем мире процент образованных людей говорит об уровне развития страны. Этим гордятся, людей подталкивают к обучению. Мы же целенаправленно этот показатель сокращаем. Что это, та самая «особенная стать», которую «аршином общим не измерить»? Или правда, России будет только полезно сократить бесплатное высшее образование? - Может ли наше образование полностью перейти на платную основу, и что тогда будет? - интересуюсь я у человека, который должен все знать о законах развития общества - Алексея Плахонина, ассистента кафедры социологии АмГУ. - Полностью платным оно не может быть, так как мы в этом вопросе ориентируемся на Америку. А у них даже в самых престижных вузах есть бюджетные места. Я думаю, повода для паники нет, просто абитуриентам надо будет лучше готовиться к поступлению. Образование - это показатель статуса. Наверное, в будущем оно будет цениться намного больше.
Бесплатных мест в вузах станет еще меньше
ОбществоОпять государство уменьшает число бюджетных мест в российских вузах. Коллегия Министерства образования и науки России вновь решила сократить их на 10 процентов. А это более 528 тысяч мест. Грядущее сокращение уже второе - прошлое было в 2005 году. Чиновники объясняют этот шаг уменьшением численности населения в стране. Мол, не нужно нам теперь такое количество специалистов.
Фото: Архив
Амурская правда
от 16.02.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии