На потребительском рынке — оживление
Совсем недавно появление нового магазина в области было большим событием. А сегодня открываются крупные торговые центры, супермаркеты, рестораны, и воспринимается это как обыденное явление. В настоящее время на потребительском рынке Приамурья функционирует более 6,5 тыс. предприятий розничной торговли и 1168 предприятий общественного питания. За 2005 год торговая площадь магазинов возросла на 32 тыс. кв. м, посадочных мест питания стало на 3200 больше.
Сегодня на 1000 амурчан приходится 352 кв. м торговых площадей и 23 посадочных места общедоступных предприятий общепита (кафе, рестораны, бары, закусочные). Эти показатели ниже рекомендуемого норматива. Так, обеспеченность населения области торговыми площадями составляет 88%, посадочными местами - 57,5%. В то же время население Благовещенска и Тынды обеспеченo в пределах норматива. Значительно не хватает предприятий общепита в сельской местности. Кроме того, в 65 населенных пунктах области отсутствует стационарная торговая сеть, и их жителей обслуживают «автомагазины». В Благовещенске открылись магазины «Кэш энд Керри», совмещающие розничную и мелкооптовую продажу продовольственных товаров. Открытие таких торговых точек - реальная возможность заполнения цивилизованными торговыми предприятиями той ниши, в которой сегодня существуют различные палатки, ларьки, контейнеры на базах с низкой культурой обслуживания. Потребительский рынок области характеризуется как стабильный и насыщенный. По данным Амурстата, оборот розничной торговли за 2005 год составил 28,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 10,6% больше, чем в 2004 году. В расчете на одного жителя оборот - 32,3 тыс. руб. (2004 г. - 26,5 тыс. руб.). Позиция организованной торговли укрепляется: если в 2002 году на рынках области реализовывалось до 41% товаров, то в 2005 году - 23%. В структуре оборота розничной торговли удельный вес непродовольственных товаров составил 49,7% против 41% на конец 2001 года, что свидетельствует о росте благосостояния населения. Существенную роль в насыщении потребительского рынка, создании дополнительных рабочих мест и укреплении материально-технической базы отрасли играет малый бизнес. В 2005 году малые предприятия и индивидуальные предприниматели обеспечили 51% оборота розничной торговли (в 2004 г. - 48%).
