Почему это происходит, кто мы на своей земле и куда идем - об этом корреспондент «АП» беседует с Анатолием Телюком, кандидатом философских наук, в прошлом преподавателем, а ныне генеральным директором ОАО «Амурская ярмарка». - Анатолий Васильевич, предприниматели города всерьез занялись восстановлением исторической справедливости. Я имею в виду храм Благовещения Пресвятой Богородицы и Триумфальную арку. Мы видим пример того, что люди, ориентированные на получение доходов и прибыли, начали вспоминать о духовном. Почему это происходит? - Для многих жителей города эта тема давнишняя. Долгие годы накапливался такой ворох вопросов, что не замечать их стало просто невозможно. Начнем с того, что в Благовещенске, который в XIX веке был духовным центром всего Дальнего Востока, в XX все православное было взорвано, остался лишь один католический костел. Делалось это не случайно. Ведь наш город особенный: здесь начинал святитель Иннокентий, поэтому в первые годы советской власти уничтожалось и сжигалось все, связанное с православием. К 38-му году осталась одна Никольская церковь. Было много треволнений, когда в 1980 году разрушили и ее, а ведь это первое здание города, но то были другие времена... Тема вновь возникла в начале перестройки, в связи с восстановлением старых названий улиц. Но тогда принятые решения остались на бумаге. И вообще, надо было просто видеть, в каком состоянии тогда был памятник Муравьеву, который при советской власти закодировали под памятник Айгунскому договору, место захоронения казаков, погибших в первую зимовку 1856 - 1857 года. Более того, два года назад крест на могиле первопроходцев расстреляли. Для тех, кто немножко знает историю города, кто видел старые фотографии, слышал воспоминания стариков, это большая боль. Наверное, чаша терпения оказалась переполненной. Поэтому люди неравнодушные решили объединиться и начать с посильного. Триумфальная арка оказалась наиболее простым вариантом. Потому что при губернаторе Белоногове хватило ума застолбить участки земли, на которых были исторические памятники. И в частности, место, на котором была арка, снесенная в 1936 году, оказалось, так сказать, забронировано... Другое строительство здесь было запрещено. Это очень здорово помогло. Вопрос стоял лишь в том, чтобы организоваться. Главный смысл этого дела состоит в том, что впервые в современной истории Благовещенска без понуканий извне, без участия власти собрались люди и вместе решили: давайте сбросимся и начнем делать. Это совершенно уникальный случай! Городская власть смотрела, получится ли, а когда стало ясно, что получается, склонилась в нашу пользу и потом неплохо помогла. Стройка действительно стала всенародной. - Как вы считаете, может быть, теперь настал момент и для возвращения старых имен городским улицам? - И такое решение, между прочим, было принято еще в 91-м году сессией городского Совета. Но за эти годы не раз приходилось, глядя в пустые глаза очередного чиновника местного масштаба, рассказывать, кто такой был Николай Николаевич Муравьев, в честь которого когда-то назвали улицы Муравьевской и Графской. Уникальный человек! Он совершил то, что называется подвигом. Он присоединил Приамурье к России. Это неоценимо, ничем не измерить. Благовещенск он основал, это был его любимый город. Во Владивостоке Муравьев никогда не бывал, Хабаровск тогда был заштатной Хабаровкой. В нашем городе он жил, строил здесь церковь своими руками. Какой еще повод нужен, чтобы в год 150-летия Благовещенска не вернуть имя губернатора-первопроходца улице, названной некогда в его честь? - Восстановление первого дома, о котором заявили участники оргкомитета по восстановлению историко-культурного наследия Благовещенска, - задача более реальная? - И здесь не все так просто. Почти полтора года в мэрии лежит письмо по этому вопросу, есть некоторая проблема с землеотводом. Но неужели кому-то надо объяснять, что это святыня. Первый дом - это Никольская церковь, уникальное сооружение. Благовещенска не было, а церковь уже стояла! И дом начальника гарнизона еще строился. Но первой построили именно церковь. И строил ее своими руками Муравьев. Он всю свиту собрал, они строили церковь вместе с отцом Александром Поликарповичем Сизым, первым священником поста. В прямом смысле на горбу бревна таскали. Церковь была бревенчатая. У этих бревен непростая история, ведь здесь не было такого материала. Это были плоты, на которых спускались сюда из Забайкалья первопроходцы. И когда часть из них осталась в 1956 году на зимовку, из плотов собрали жилища- землянки. Но бревен не хватило, тогда по приказу штабс-капитана Дьяченко (его считают основателем Хабаровска, но в 56-м он был связан с Благовещенском) стали строить мазанки, как на Украине, из тальника с глиной. Эти сооружения, характерные для регионов с теплым климатом, не выдержали амурских морозов и рассыпались. Не перенесли той зимовки 29 забайкальских казаков и нижних чинов российской армии. Из-за сильных морозов их не смогли похоронить в могилах, тела сложили в мертвокладню, укрепив ее бревнами. Весной 57-го года их похоронили в братской могиле на берегу Амура. А из этих бревен начали строить церковь. Так что Никольская церковь святая и в этом смысле. Интересно, что спас церковь цесаревич Николай. Когда в 1891 году он ехал сюда из Хабаровска по Амуру вместе с Сизым, первосвященник Благовещенска много рассказывал наследнику о Муравьеве. В это время в городе уже была каменная церковь - Покрово-Николаевская, красавица. Туда и повели Николая. Но он сам изменил маршрут и попросил, чтобы его проводили в старую деревянную церковь. Там молился у Албазинской иконы, а потом заявил, что будет покровительствовать этой церкви. И выделил деньги на ее ремонт. Тогда ее капитально отремонтировали, и достояла Никольская церковь до 1980 года, когда по решению горисполкома и руководства электроаппаратного завода ее раскатали по бревнышку. Только два из них успели выдернуть в музей. И вот сейчас вопрос восстановления упирается в землеотвод... Арку восстановили просто потому, что нам не мешали. Хотя и сейчас кое-кто постарался напакостить... Но мы восстановим покрытие в ближайшее время. - Что людям не дает покоя, почему поднимается рука на исторические памятники? - Слишком долго людям вбивали в головы, что Николай - кровавый... Это бесследно не проходит. Выросло не одно поколение, не знающее своих истоков. Помнят что-то старики, да с интересом всматриваются в прошлое те, кому сейчас лет двенадцать - четырнадцать. Среднее поколение в этом смысле оказалось в историческом вакууме. Кстати, на юных и любознательных мы ориентировали книжную серию «Благовещенск. Из века в век», посвященную юбилею города. Как выяснилось, у нас не оказалось популярной литературы по историческому краеведению, которое ввели недавно в амурских школах. Книги, посвященные истории, людям и судьбам Приамурья, уже вышли. Проект стоимостью около миллиона рублей финансируют в основном Амурская ярмарка и несколько предпринимателей. О прибыли речь не идет. Это исключительно социальный проект, книги будут направлены в школы и библиотеки города. Главная задача проекта - ликвидировать пустоту в головах, чтобы люди знали о своих корнях и с гордостью стояли на этой земле. Ведь мы арку поставили на том самом месте, где она стояла всегда. А почему ее там поставили наши предки? Потому что пристань была? Да, была. Но еще и потому, что на этом самом месте встречали губернатора Восточной Сибири Муравьева после подписания Айгунского договора. После этого он стал известен всей России как Муравьев-Амурский. - Можно ли сказать, что добрые традиции купечества, существовавшие некогда в городе, возрождаются? - Возрождаются, это так. Но мы здесь в самом начале пути. Порой идешь по городу, и чувство горечи не покидает. Вот, например, Благовещенский педагогический университет владеет зданием, которое было построено на народные деньги в честь 100-летия победы над Наполеоном в 1912-м. На фронтоне так и было написано, что это городское училищное здание, которое построено в память о народной победе. Это угол Горького и Артиллерийской. Надпись когда-то сбили за ненадобностью, но слова все равно прочитываются и сегодня. Сбито, замазано-закрашено. А ведь это наши с вами земляки по подписке собрали средства и построили училище. Ну восстановите хотя бы эту надпись! А вообще таких примеров много. Театр в Благовещенске был первым театром Дальнего Востока. И существовал какое-то время только потому, что в городе был купец по фамилии Першин, который его содержал. Купцы строили больницы, проводили массу благотворительных мероприятий. В нашей серии выйдет книжка, посвященная спорту, там рассказывается, как фрахтовали пароходы для катания детей по Амуру и Зее и вывозили ребятишек на луга. И день бега был в Благовещенске, и велосипедное общество, которое совершало пробеги аж до Хабаровска. Все это было. И очень хочется, чтобы амурчане об этом знали.

Возрастная категория материалов: 18+