Во все времена призывы бойкотировать что-либо только разжигали общественное любопытство. Итак, «Код да Винчи» вышел на экраны и собрал свои десятки миллионов долларов только благодаря поднявшейся шумихе. С точки зрения художественной ценности, продукт куда менее качественный. Брауновское движение Трудно сказать, почему такую космическую популярность, смешанную к тому же с религиозным скандалом, получил именно «Код да Винчи» - четвертая по счету книга Дэна Брауна. Достаточно сказать, что недружелюбный взгляд на Ватикан был брошен автором и в «Ангелах и демонах», первой истории о специалисте по символам Роберте Лэнгдоне, которому не сидится спокойно в каких-нибудь архивах. Парадокс, но первые три романа Брауна практически никто не заметил. Четвертый принес ему популярность и миллионы долларов. Писатель стал получать книжные премии, тиражи продолжают расходиться, и уже целая когорта так называемых последователей Брауна клонирует истории про загадки древности и таинственные ордена каменщиков, маляров и черт знает кого еще. Истерия засчитана. Интересно, что перед тем, как продать кинокомпании права на экранизацию книги, Дэн Браун получил совсем другое предложение. Его суть заключалась в том, чтобы использовать приключения Лэнгдона для создания телевизионного сериала. Писатель эту идею без колебаний отверг, возложив таким образом ответственность за собственное детище на Голливуд. Может, сериал получился бы лучше. Режиссер, который взялся снимать потенциальный блокбастер (мир устроен так, сынок, что из бестселлеров не всегда получаются блокбастеры), тревог и опасений не вызывал. Посудите сами: Рон Ховард хоть и успел наснимать за свою карьеру совершенно непонятных и невнятных фильмов, тем не менее товарищ очень опытный, поставил «Аполлон 13» и даже абсолютно шедевральные «Игры разума». Ховард пообещал Брауну не курочить сюжет, поплевал на ладони и взялся за работу. В качестве фундамента для будущего мегакино было вбухано в общей сложности 125 миллионов долларов. Куда и на что потратила их съемочная группа - загадка почище брауновских тайн. Одновременно с этим об экранизации заговорили все-все-все. Кинокритики дружно уселись за чтение громкого произведения (и, наверное, пожалели об этом в кино, потому что у тех, кто не был знаком с текстом Брауна, оставалась хотя бы надежда на то, что фильм как-нибудь спасется). Постепенно составился список актеров. Ничто не предвещало беды, кроме необъяснимого предчувствия провала. Как в воду глядели. Я поведу тебя в музей Вышеупомянутый список актеров по-настоящему очаровал. Главная роль - Том Хэнкс. Ух ты! Еще одна главная роль - Одри Тоту. Да ну, брось! А еще Йен Маккеллен, Жан Рено и Пол Бетани для полного счастья. Укрепилась вера в то, что даже если подведут все, начиная от девушки, подносящей актерам кофе, и заканчивая сценаристом, оператором и режиссером, то ТАКИЕ актеры точно не должны сплоховать. Как бы не так. Видимо, гнев католиков повлиял на все, что связано с этим фильмом, который едва не подвергли анафеме адепты традиционного христианства. Перед премьерой «Кода да Винчи» я пересматривал «Зеленую милю» с Хэнксом в главной роли. Совершенно непонятно, как один и тот же человек может делать свое дело гениально, а потом бездарно. Одри Тоту, которая усердно пытается избавиться от образа Амели Пулен, в «Коде» попросту кукла, манекен, имя в списке, в конце концов. Когда тебе два с половиной часа показывают унылую приключенческую историю с предсказуемым, как бы там ни настаивали на обратном браунопоклонники, сюжетом, то очень хочется актерской игры. Создатели фильма, заплатив солидные гонорары знаменитостям, не смогли заставить их работать. Вяло и неактивно смотрится даже умница Пол Бетани, которому к тому же досталась самая выгодная роль в картине. Единственный, кто в этом фильме на своем месте, так это Жан Рено в образе грубого и недалекого копа, или, я бы даже сказал, ажана Баша. Но его небольшая, по сути, роль не способна выручить целую гигантскую картину. Кстати, кастинг перед съемками проводился ой-ой-ой какой серьезный и жесткий - на главные роли претендовали, но получили отказ такие всемирные любимцы, как Рассел Кроу и Софи Марсо. Теперь, наверное, им менее обидно. Теперь возьмем сюжет. Даже при прочтении книги возникает назойливое чувство, что писатель намеренно затягивает историю, чтобы превратить стандартную повесть в достаточно увесистый роман. Учитывая, что одним из авторов сценария «Кода да Винчи» выступил сам Дэн Браун, как-то странно смотрится факт, что сюжет не был укорочен. Получились два с половиной часа (без одной минуты) нудных похождений героев среди достопримечательностей Парижа. Фильм про расследование загадок прошлого и про тайные ордена возрастом в сотни лет должен быть в первую очередь быстрым. Иначе зрителю кажется, что он брал билет в кино, а попал в музей, причем бродить среди его пыльных экспонатов решительно нет никакого желания. К тому же света в залах практически нет. Тут ведь какая получается штука. Дэн Браун, конечно, писатель не гениальный, просто у него хороший агент. Задолго до начала съемок «Кода» группа историков обвинила Брауна в плагиате, предоставив сочинения, в которых использовался тот же самый набор фактов, тайн, символов и обычных домыслов. И действительно: цепочка Иисус - Магдалина - Грааль - Тамплиеры - Ватикан фигурировала в их трудах. Но она еще и фигурировала в истории, права на которую пока еще никто не оформил, судись не судись. Католикам ничто не угрожает Получается, что Браун, скорее, хитер, чем талантлив - он просто оживил набор интересных, но скучных исторических фактов и нефактов, сделав их основой для не самого мастерского приключенческого романа с поцелуем в самом хеппи-энде. Рон Ховард, как опытный киномастер, мог бы заметить в процессе съемок, что картина получается не ахти. Освистали на Каннах как-никак, а ему все как с гуся вода. «Sony pictures» уже объявила о намерении экранизировать «Ангелов и демонов». Там экшна гораздо больше, только он тоже очень уж долгий. Может, из этой идеи что-нибудь получится. Неизвестно только, захотят ли Хэнкс и Тоту рискнуть еще раз. Что говорить о каких-то там спецэффектах, на которые якобы было угрохано много денег. Их там просто не существует - на память приходит только перевернувшийся грузовик. Как хотите, но грузовик в отечественном «Ночном дозоре» перевернулся куда эффектнее. Создатели фильма рассказывают, что снимать в Лувре им разрешили только по вторникам и по ночам. Что ж, похоже, такой вторник был всего один, чтоб не тратить много денег. В христианские памятники архитектуры их, естественно, не пустили - представители Вестминстерского аббатства, например, наотрез отказались впускать съемочную группу, мотивируя ложью и вымыслом брауновского сюжета свои действия. В результате сцену снимали в Кафедральном соборе имени Линкольна. И вот так в фильме все. Ощущение, что тебя надули, неистребимо - как будто вместо настоящей «Моны Лизы» подсунули не самую профессиональную подделку. Католикам можно сложить копья и вздохнуть спокойно, потому что в историю о том, что у Иисуса Христа была жена и даже дети, может, и реально поверить, но экранизация никак этому не поспособствует. Дэн Браун - явно не иллюминат, потому что церкви он не враг, и все тут. Тусовка, снимавшая кино, тоже. Надо отдать должное шумихе вокруг книги и фильма. «Код да Винчи» уже собрал сумму, почти вдвое превосходящую его собственный бюджет. Но вот желающих сходить на него во второй раз будет немного - редкий зритель решится испытать себя еще раз. Так или иначе, тема Приората Сиона и Опус Деи в кинематографе раскрыта, пусть не самым интересным способом. Думаю, таких фильмов будет еще немало, тем более что где-то в тайном месте, о котором никто не должен знать, корпит над новым романом американский писатель и журналист Дэн Браун. В нем все тот же Лэнгдон будет раскрывать тайны американских масонов, так что снимать одноименный фильм будет проще. Главное, чтоб не обиделось правительство США, тогда вот могут возникнуть неприятности. Одна из самых ожидаемых кинопремьер года оказалась вполне удачной финансово, но провалилась морально. После подобных неудач американского кинематографа возникают серьезные опасения за судьбу «взрослого» Голливуда. Пока молодые режиссеры на небольшие деньги снимают отличное и, главное, качественное кино, делают никому не известных актеров звездами и шастают по светским раутам, мэтры выполняют только последний пункт этого списка. Спилберг с «Мюнхеном», теперь вот Ховард... Остается надеяться, что придет Люк Бессон и все исправит.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии