Однако заглянет в свой кабинет – учителя литературы, откроет бумаги, да и останется до позднего вечера. По-прежнему любит Гайдара Ей не надо заглядывать в календарь, чтобы вспомнить о грядущей дате – 15 августа будет ровно сорок лет, как молоденькой учительницей приступила Эмма Мельникова к педагогической деятельности в Михайловской школе. Собственно, именно сюда она не собиралась. Просто у мужа здесь родственники, вот и отправилась вслед за благоверным. Здесь же весной 1961-го родила второго ребенка Колю. Трехлетней дочке Тане пополнение семьи пришлось по нраву. Можно было играть во врача и пациента. «Операций» Танюшка, слава богу, не делала. Еще не считала себя компетентной. Выучилась этому спустя двадцать лет. По маминому пути не пошла. Ничего привлекательного для себя не нашла в проверке тетрадок и составлении учебных планов. Ну что ж, каждому свое. Эмма Васильевна улыбнулась, вспомнив картинку своего давнего детства. Вечер. Только-только кончилась война. Папу уже не ждали с фронта. Пришла похоронка, что он погиб смертью храбрых… Мама, Александра Васильевна, учительница русского языка проверяет школьные тетрадки. Горит керосиновая лампа. Эмма пользуется случаем: подбирается поближе к светильнику и, стоя, читает книгу. Страстно хочет узнать, чем закончится та самая первая книга в ее жизни – повесть Ванды Василевской «Маринкино детство». Мельникова и сейчас «чокнутая ». Если зачитается, увлечется, пока не одолеет до конца произведение, не уснет. Сорок лет как будто и не бывало. Вся-то разница: вместо керосиновой лампы - электрическая да читать теперь стоя не обязательно. А вот библиотека сейчас у Эммы Васильевны побольше, чем у мамы в несколько раз! Она подходит к шкафу и любовным взглядом рассматривает обложки фолиантов: Лев Толстой, Алексей Толстой, Максим Горький, Михаил Булгаков, Сергей Есенин… Но не только классиками богата ее библиотека. Есть и современные писатели: Валентин Распутин, Александр Солженицын, Татьяна Толстая. Все книги имеют постоянную прописку в школе. Вовсе не по требованиям программы, а по требованию души самой Эммы Васильевны. Огорчилась, например, что Москва исключила, как вредное идеологическое чтиво, Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Теперь они звучат у Мельниковой на уроках внеклассного чтения. Очень ребятам понравилась гайдаровская идея. Вот уже несколько лет в ее классе функционирует отряд юных тимуровцев, помогает по хозяйству старым и одиноким людям: дрова пилит, полы моет, за водой ездит. Пенсионеры радуются, письма благодарности пишут в районную газету «Михайловский вестник». А поначалу к ребятам относились настороженно, не верили, что такие бескорыстные помощники сегодня еще могут быть… Чудеса за сверкающими окнами Сила этой школы в том, что здесь нельзя работать вполсилы. Так было всегда. По крайней мере, в бытность Эммы Васильевны. А все началось с директора школы Василия Георгиевича Костенко. Первое, что удивило будущую учительницу по прибытии в поселок, - объявление на дверях магазина: «Сегодня в 16-00 состоится рытье фундамента под здание новой школы. Всем прийти с лопатами». Это была инициатива Костенко… А погода в тот момент была холодная, мерзкая. - Кому всем? – поежилась, приезжая. - Всем, это значит всем абсолютно,- объяснила словоохотливая продавщица сельпо. – Как выйдет моя сменщица, и я пойду копать. Весь поселок работает. Кстати, бесплатно. Для себя ведь стараемся. Для наших детей. В старой-то школе учиться уже нельзя. И правда. Два года поработала Мельникова в старом помещении, где вместо звонка били в медный церковный колокол. Внутри было тесно и сыро. Зато какой праздник устроил весь район, когда 13 сентября 1963 года здесь открыли новую школу! Огромную, светлую, красивую. Не поднималась у ребятишек рука портить новое здание. Пять лет простояло оно без всякого ремонта. Что значит, своими руками строили школу папы и мамы этих учеников! Не простили бы варварства своим чадам. Теперь не те времена. Хотя пока довольно тихо в Михайловке, и все же нынешней зимой выломали часть школьного забора хулиганствующие подростки. Нечем им заниматься, вот дурью и маются… Эмма Васильевна тяжело вздыхает. Другое поколение пришло на смену предыдущему - поколение разрушителей, выросшее на американских и русских боевиках. Но ведь не все плохие ребята. Лицо педагога светлеет. Она в последнее время часто цитирует своим знакомым отрывок из экзаменационного сочинения выпускника Димы Агеенко: «Меня с детства манили окна нашей школы. Я жил неподалеку от нее и видел, как они вечером вспыхивали яркими огнями. Мне, малышу, казалось, что за сияющими оконными рамами происходят чудеса». Есть чем гордиться «Пожалуй, так оно и есть, - думает Мельникова. – Разве не волшебство, когда из таких разных, ничего не знающих и не умеющих первоклашек уже через два года появляется интересный дружный коллектив! Разве не кажется таинством рождение в стенах школы яркой личности, которой гордится не только поселок или область, но даже страна - личности, которая достойна уважения и за пределами России. Как, например, моя воспитанница Алена Шаркаева. На Всероссийском конкурсе литературных работ, посвященных 60-летию Великой Победы, она заняла второе место и была премирована путевкой в Болгарию. Мне приятно, что в ее достижении есть частица и моего труда». Эмма Васильевна вспоминает, как она гордилась, когда ее класс, который она вела десять лет, выпустил в 1971 году двух золотых медалистов – Юру Литвиненко и Люду Буря. Оба потом успешно закончили политехнические институты: Юра в Хабаровске, Люда в Воронеже. Понимая, что девочке поначалу будет трудно в далеком городе, помогла ей устроиться у своих родственников. Мама ведь закончила в Воронеже в 1936 году Учительский институт. (Тогда он еще не назывался педагогическим). У мамы Эмма Васильевна научилась составлению учебных планов. А манеру ведения уроков и общению со школьниками она взяла у директора школы села Лозовое Тамбовского района Максима Андреевича Емельяненко. Воспитанники буквально влюбились в него, ловили каждое слово. Он вернулся с фронта искалеченным, вместо ноги – протез. Но скольких ребят научил правильно шагать по жизни – не сосчитать… Много дал ей Благовещенский пединститут, преподаватели – Нехама Вайсман, Леонид Покровский, Александр Прокопчик. Звонит телефон. Мельникова спешно, по привычке, снимает трубку. Облегченно улыбается. Ничего страшного. Бывшие выпускники приехали погостить в родную Михайловку, просят назначить место и время встречи «со своим любимым преподавателем». «Да хоть сейчас, - растроганно отвечает она. – Где? Ну, конечно же, в школе». Иначе и быть не может. Эмма Васильевна не любит телефон. Много он у нее крови попил, когда она с 1979 по 1984 годы работала директором. Помимо школы была еще одна головная боль – содержание интерната. Частенько посреди зимней ночи раздавался звонок вахтера: «Что делать? Батареи едва теплые. Кочегары опять напились. К утру перемерзнем». Мельникова бежала за братьями Бородичук. Николай и Юрий никогда не отказывали покидать уголек в интересах школы. Всегда в противовес негодяям встречались Эмме Васильевне порядочные люди… Она шагает привычным маршрутом в школу и ловит себя на мысли, что крепко заскучала по своим воспитанникам. Скорей бы лето кончилась, думает она. А весной думала с точностью до наоборот. Ей уже скучно без ребят, таких разных, пытливых, с четко выраженным юношеским максимализмом. Самое интересное в ее занятиях – проведение дискуссий. Сегодня ее школьники влюблены в булгаковское творение «Мастер и Маргарита». Не читавших это произведение в классе нет. «Странное дело, - говорит она себе, - были времена, когда мы не знали «Мастера». Прочесть было практически невозможно. Книга входила в разряд жуткого дефицита. А сейчас ее изучают в школе!» Чтобы дискуссия была полноценной, ученики садятся кружком, чтобы хорошо видеть друг друга. И такая начинается полемика, что не слышно, как звенит звонок, вещающий об окончании урока. А потом вопрос в десятках глаз: «Когда же снова урок литературы, Эмма Васильевна?» Значит, не зря она стала педагогом. Не зря в ее жизни были мама, Максим Андреевич, Нехама Вайсман и много других людей, которые помогли определиться ей, а она по цепочке передает этот опыт другим. Знать, потому ноги в школу сами и идут.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии