Тот же, кто не успел познакомиться с фильмом во время фестиваля, еще имеет возможность увидеть ее в течение следующих недель в благовещенском кинотеатре. В кадре Парень Кир возвращается с войны без ноги, вместо ампутированной конечности - протез. Он пытается приспособиться к мирной жизни после ужасов Чечни, куда он поехал и из патриотических побуждений, и для заработка денег по контракту. По дороге домой он встречает двоих солдат-друзей. Веселые, общительные, жизнелюбивые. Вот только мертвые. Игорь и Никич погибли, когда выносили раненого Кира из-под обстрела. Почему они идут рядом с Киром, призраки не знают, в чем их миссия, понятия не имеют. Они пришли оттуда, где холодно и никого нет, но рай это или ад, неизвестно. Кроме главного героя, потусторонних сопровождающих никто не видит. После краткого свидания с матерью и любимой девушкой Кир отправляется в Москву повидать еще одного сослуживца. Тот ему советует обратиться к воину-монаху за помощью - пусть святой спецназовец поможет разобраться с погибшими друзьями. За кадром Тема искалеченных войной душ, мучений совести за погибших друзей в отечественном кинематографе не нова. Однако режиссер картины Александр Велединский пытается разобраться с ней при помощи особого инструмента - религии. Перед фестивальным показом «Живого» организаторы форума заострили внимание благовещенцев на том, что вопрос контакта с Богом, православная тематика затронуты неслучайно - авторов картины очень волнуют эти проблемы. И если в конце не будет четкого ответа, то зритель, по крайней мере, задумается, что ждет его за последней чертой. На фоне гостей из потустороннего мира, поданных зарубежным кинематографом, привидения в картине Велединского выглядят очень живыми. Ни простреленных лбов, как в «Шестом чувстве», ни подгнившей плоти, как в «Звонке», ни нарочитых пятен крови на белом костюме, как везде. Парни шутят, потребляют алкоголь и табак (вернее, их запахи), скучают по детям, оставшимся здесь. Однако Кир ни на минуту не сомневается в том, что друзья перед ним мертвые. Вопрос, жив ли он сам? После выхода из госпиталя солдата сбила машина, действительно ли он после этого встал и пошел дальше или остался лежать на обочине? Зачем Кир хладнокровно убивает ушлого командира, почему уезжает от когда-то любимой девушки, не разговаривает с матерью? То ли война заставила парня стать холодным, то ли смерть. Тема затронута глубокая, однако рафинированным фильм не назовешь. В камеру попадают сцены казарменных развлечений, случайный секс с проводницей в поезде и чрезмерно экспрессивная речь героев. Нецензурная лексика уже стала нормой не только для андеграундного кино - это стандарт жизни, перекочевавший в искусство для придания естественности, для правдоподобного отражения быта. (Пьяные сантехники, обсуждающие тонкости гипер-пространства - это привилегия развеселого Михаила Успенского, специализирующегося на юмористическом фэнтези). На фестивале «Амурская осень», кроме «Живого», было показано еще несколько лент, в которых герои выражаются без «запикивания»: «Точка», «Собака Павлова». Потому что парень с ампутированной ногой и проститутка, которой не заплатили, имеют право материться. Кстати, с «Точкой» фильм Велединского роднит еще один художественный прием - саундтрек. После выхода на экран «Брата» и «Брата-2» отечественные кинематографисты оценили, как хорош русский рок в качестве музыкального сопровождения к пропатриотическим темам. «Сестры», «Бумер», «Питер ФМ». Герои «Живого» общаются, гуляют, думают и чувствуют под аккомпанемент Виктора Цоя, Егора Летова, Гарика Сукачева. Засветить в кадре лицо какой-нибудь звезды в потертых джинсах стало в принципе хорошим тоном. Саша Васильев из группы «Сплин» в этом плане просто счастливчик, он не только перебирает струны на гитаре в одном из московских ночных клубов. Ему досталась маленькая, но роль - он тоже видит ребят в маскхалатах с автоматами в руках. Подбор актеров в фильме вообще удачный. Кир - Андрей Чадов, знакомый по «Ночному и «Дневному дозорам», «9 роте». Призраки - Владимир Епифанов и Максим Лагашкин - смотрятся очень естественно при всей сюрреалистичности происходящего. Хорош дуэт братьев Чадовых - старший Алексей играет святого отца. Разница в возрасте у актеров - всего год, они очень похожи внешне, это помогает создать эффект внутреннего единения персонажей. В эту колоритную картину добавляется нота какого-то русского мистицизма. Колокольный звон, настораживающий потусторонних персонажей. Крик Кира «Пацаны-ы-ы!», доносящийся из другой реальности. Святой отец, отпевающий погибших под проливным дождем, и прекращение ливня сразу после этого очищения. Загробный мир для благолепных стариков, старушек. Попахивает Достоевским. ЗРИТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ Андрей: «Сила фильма - в лобовом наезде на больную проблему. В этом же и его уязвимость. Опять получается, что мы не часть человечества, а какой-то экспериментальный народ, который сражается непонятно с кем и за что. Скорее всего, боремся со своими комплексами». Ирина Сергеевна: «Сам фильм отличный, но меня покоробило, что герои матерятся прямо в камеру и есть эротические сцены. А если увидят дети? Как им объяснить, что некоторые вещи неприличны, когда дяденькам на экране это можно? Мы же ходим в кино для повышения культуры, а тут такое. Даже для правды жизни эти приемы не одобряю». Антон: «Режиссер попытался поговорить с молодежью на темы серьезные, но невообразимо от него далекие - патриотизм, долг, воинский подвиг. И их цене. В общем, получился фильм не столько о любви к родине, сколько о тех, кто придет этот фильм смотреть. О нашем обществе с его неясной ориентацией и размытыми целями». Наталья: «Более пронзительного фильма о Чечне, чем «Живой» Велединского, по-моему, еще не было. Авторам удалась трудная задача - балансируя на тонкой проволоке между мелодрамой, трагедией и бытовым юмором, внятно рассказать о том, какими наши ребята возвращаются оттуда. И какими - остаются лежать на чужой земле». Ольга: «Я бы переделала слоган к фильму. Не «чувствуешь - значит живой», а «увидел - значит живой». Потому что после просмотра как-то все очень остро начала окружающих ощущать». ТОЛЬКО ФАКТЫ Режиссер Александр Велединский познакомился с историей «Живого» еще в годы учебы на Высших режиссерских курсах. Сценарий написал его однокашник Игорь Порублев, который знал о горной войне не понаслышке. Велединский сразу попросил отдать ему набросок фильма-рассказа, но Порублев не соглашался - «сам сниму». Годы шли, наше кино не спешило возрождаться, и сценарий после доработок достался-таки Александру. Автор фильма «9 рота», претендующего на «Оскар» в номинации «Лучшее кино на иностранном языке», Федор Бондарчук, впервые увидев картину Александра Велединского на «Кинотавре», заявил прессе, что «это сильнее «9 роты» раз в пять. Очень эмоциональная, содержательная работа». «Живой» взял награду имени Григория Горина за лучший сценарий на «Кинотавре» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии