Студенческий театр АмГУ был последним и любимым детищем Маргариты Владимировны, за десять лет ее руководства он неоднократно побеждал в конкурсах, показывал спектакли на фестивалях в Хабаровске и Екатеринбурге, получил звание народного коллектива. В общей сложности почти 15 лет Маргарита Владимировна проработала в Амурском театре драмы, из них около десяти - главным режиссером. Марго вспоминают актеры и работники театра. «Наши души обнимаются» Актриса театра драмы Анна Радецкая: - Маргарита Владимировна была ученицей Юрия Завадского, и Завадский говорил о ней: «Эта девочка излучает токи высокой частоты». Она любила вспоминать студенческие годы. Юрий Завадский оставлял ее в своем театре актрисой. Но она хотела быть только режиссером. Она училась на режиссерских курсах у Гончарова, главного режиссера театра Маяковского в Москве. У Гончарова случился микроинфаркт, в то время он ставил спектакль по пьесе Миллера. И он попросил не кого-то, а именно Богатыреву довести постановку до ума. Она работала с Немоляевой, Лазаревым. Гончаров результатом был доволен, он Маргариту Владимировну оставлял очередным режиссером в театре Маяковского. Удивительно: девочка из Ефремова Тульской области после школы была библиотекарем - и таких высот достигла. Казалось бы, радоваться надо. Но она мечтала о своем театре. В Министерстве культуры предложили поработать главным режиссером на Дальнем Востоке, так она оказалась здесь - сначала в Хабаровске, затем в Благовещенске. Она очень верующий человек. Дома у нее были иконы, она умела молиться. Но это было не напоказ. Ее воспитывала мама вместе с тетей, которая была монахиней. Она обладала уникальным даром слова. Многие ее выражения незабываемы. Например, в моменты удивительного единения сцены и зала на творческих вечерах она говорила: «Наши души обнимаются крепко-крепко». Это незабываемо. Работник театра, член СТД Лариса Богданова: - Маргоша (так мы ее любя называли) приехала в Хабаровск в ка-честве главного режиссера краевого театра драмы в 1969 году, я тогда работала в управлении культуры и встречала ее в аэропорту. Первое ощущение - сияние. Глаза, рыжие волосы, веснушки - и все сияет радостью. Маргоша обладала очень сильной энергетикой, которая выплескивалась наружу. Первый спектакль, который она поставила в Хабаровске, был «Антоний и Клеопатра», любимый ею Шекспир. Второй - «Большевики» Шатрова, без идеологии в те годы репертуар был немыслим. Отработав у нас сезон, она уехала в Благовещенск. Потом и я сюда перебралась, здесь мы встречались время от времени. В одну из последних встреч она призналась: «Знаешь, я счастлива. У меня есть свой театр, и это так прекрасно. У нас замечательные отношения со студентами, среди них есть талантливые ребята. Нет никаких препон, которые есть в профессиональных театрах, нет зависти, закулисья, которое съедает творчество. Ректор прекрасно ко мне относится, и я могу делать что хочу». Янтарь от Марго Заслуженный работник культуры Дмитрий Шубинский: - Знаком с Марго с 1970 года, когда она поставила у нас спектакль «Ромео и Джульетта». Это был солнечный, талантливый спектакль с необычным режиссерским решением. Я тоже с удовольствием играл в нем. Маргарита Владимировна приехала к нам цветущей женщиной, и когда она сидела на репетициях или двигалась по сцене, мужские сердца трепетали. Ее прекрасная речь, логически построенные фразы никого не оставляли равнодушными. У нее были странные поговорки. Актер во время репетиции отпрашивается из зала. Она: «Быть в пределах досягаемости!» Или: «Если делать, то делать до изжоги!» Или, допустим, она сидит, приводит лицо в порядок и замечает между делом: «Реставрирую памятники старины». За ней можно было записывать. Потом она уехала. Прошло время, и в конце семидесятых она вернулась к нам. И была главным режиссером в 1970 - 80-е годы почти десять лет. Она любила творческие встречи, мы много разъезжали по области, показывали отрывки из спектаклей, отвечали на вопросы. Она была хорошим организатором и умела заварить эту кашу. Ее организаторские способности реализовались в создании театра «Глобус». Она дала толчок «Глобусу», и он закрутился, и пусть он вертится вечно, как наша Земля. Думаю, было бы правильно присвоить этому театру ее имя. Заслуженный артист РФ Роберт Салахов: - С легкой руки Марго я оказался в Амурском театре драмы. В 1989 году демобилизовался, и из Белогорска, где служил, приехал в Благовещенск. Прежде чем поступать в академию искусств во Владивостоке, мне надо было взять направление от местного СТД. Там я увидел энергичную женщину, которая с кем-то репетировала. Я, как водится, что-то прочел. Ей понравилось. И она сразу без обиняков мне предложила остаться в театре, где со временем из меня сделают актера. Я отказался. А через пять лет, когда я окончил вуз и работал в театре драмы во Владивостоке, - вдруг звонок от Маргариты Владимировны. Она мне безапелляционно заявляет: «Салахов! Что ты там пропадаешь? Приезжай, мы решим проблему с жильем, с деньгами, работать будешь плотно и много». Я поверил. В 1994 году мы приехали с Олегом Бойко сюда. С тех пор работаю здесь. Частенько на театральных банкетах она говорила: «Вот видишь, Салахов, не зря я тебя сюда позвала!» Она любила делать подарки, особенно женщинам - из своих украшений, безделушек. Мы с ней были Львы по гороскопу, наш камень - янтарь. И у меня хранится подаренная ею янтарная заколка. Женское обаяние режиссера Актриса Наталья Петрова: - В 1981 году я приехала в Благовещенск, Маргарита Владимировна была главным режиссером. Встретила меня она хорошо. Мы тесно не общались, но она всегда подойдет, спросит: «Девочка моя, как у тебя настроение? Как поживает наш муж?» Это «наш муж» меня всегда немного напрягало. Но такая у нее была манера. Меня покоряло, как она умела говорить, и я всегда ей это восхищение выражала. На что она неизменно отвечала: «Мне нравится твой юмор. Порой он убивает, но он мне нравится». Я у нее была мало занята. Она любила высоких, красивых актрис. А я маленькая. Видимо, Марго не воспринимала, что актриса может быть невысокого роста. Потом, когда она уже ушла из театра, мы случайно встретились. И она мне сказала: «Наташка, я тебя недооценила. Я собираюсь поставить «Нору» Ибсена, ты будешь Нора, а Матвеев будет твоим партнером». Но не случилось. Режиссер, заслуженный артист РФ Ринат Фазлеев: - При всей своей величавой красоте и женственности она обладала мужским характером, целеустремленностью и добивалась желаемого результата. Она была диктатором, как всякий режиссер, но делала это по-женски мягко и незаметно. К ней всегда притягивали ее начитанность, интеллект, умение анализировать пьесу. И главное, что вызывает уважение, - человек, расставшись с профессиональным театром, нашел в себе силы создать новый театр, воспитывать детей, прививать им любовь к театру. Народная артистка РФ Анна Лаптева: - Женщин-режиссеров у нас мало, а женщин - главных режиссеров вообще по пальцам пересчитать. Это сложная мужская профессия. Но при ее женственности, ранимости у Марго был совершенно мужской характер. Режиссер до мозга костей. Она срежиссировала даже свою судьбу. Она умерла 23 октября, на этот день в АмГУ было назначено открытие культурного центра. А на 31 октября она назначила спектакль «Пучина» по Островскому. Во время болезни она говорила: «Если умру, на девять дней играйте «Пучину». И оказалось, что спектакль как раз на эту скорбную дату и назначен. А на сороковой день у них с мужем исполнилось бы тридцать лет совместной жизни. Таких, как Маргоша, нет и не будет больше. Она как смерч ворвалась, все срежиссировала, воспитала детей-студентов и ушла.
Реквием по Марго
Во вторник театралы Благовещенска вспоминали заслуженного работника культуры Маргариту Богатыреву. Девятый день ее кончины народный молодежный театр «Глобус» отметил спектаклем «Пучина» по пьесе Островского. Так хотела сама Марго, как ее называли в театре.
Фото: Архив
Амурская правда
от 02.11.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии