Теперь специалисты являются полноправными членами Межрегиональной общественной организации «Гильдия общественных специалистов по государственному и муниципальному заказу». О работе центра мы беседуем с его руководителем Ольгой Самокрутовой. - Ольга Гранитовна, чем занимается гильдия специалистов? - Гильдия отстаивает права заказчиков на законодательном уровне. На первом заседании мы обсуждали ряд поправок к законопроекту, который будет вносить изменения в Федеральный закон № 94. Кроме того, гильдия займется подготовкой методических материалов. Тем самым мы хотим создать ассоциацию, которая будет широко представлять интересы именно заказчиков. Теперь наш центр выступает Амурским региональным представительством гильдии. - Это была ваша инициатива вступить в гильдию? - Сначала было создано около 30 региональных центров по стране, в число которых входил и наш. Мы работали в тесном сотрудничестве с кураторами из Высшей школы экономики Института закупок и продаж им. А. Б. Соловьева. Работа эта началась еще в 1998 году. Мы начали обучать специалистов, как грамотно проводить торги. В связи с новым законом круг заказчиков расширился, и потребовались переквалификация и обучение новых сотрудников. Наши кураторы вышли на нас с предложением создать общероссийскую общественную организацию. Необходимость в этом назрела. Все больше специалистов стали обращаться к законодателям с вопросами о том, что в законе есть противоречия, «пробелы». Мы поддержали инициативу кураторов и в июне 2006 года вступили в гильдию. - Недавно вы вернулись из Камчатской области, где также проводили курсы? - Да. Мы получили приглашение от администрации Камчатской области обучить специалистов этого субъекта. И, естественно, согласились. В поездке у нас была возможность посмотреть опыт другого субъекта по организации государственного и муниципального заказа. - Есть преимущества в организации закупок на Камчатке перед Приамурьем? - Нет. Я бы сказала, что в нашей области мы двигаемся более прогрессивными шагами и с точки зрения процедур, и с точки зрения организации этого процесса. - Ольга Гранитовна, специалисты вашего центра уже рассказывали в прошлых номерах «АП» об особенностях закупок способом запроса котировок и проведения открытого конкурса. Почему у заказчиков Амурской области не популярна такая форма торгов, как аукцион? - В данный момент потому, что, согласно закону, они должны проводиться при закупке товаров, работ и услуг согласно перечню, утвержденному постановлением правительства. До сих пор этот перечень правительство не установило. С точки зрения проведения аукцион - форма новая и непростая, потому заказчики к нему и не прибегают. - Есть информация, когда данное постановление будет принято? - Проект был подготовлен еще в 2005 году. Потом, как нам было известно, это постановление было в перечне документов, принятие которых предстоит в феврале 2006 года. Затем дату перенесли на середину года. Но до сих пор решение по нему не принято. Но многие регионы идут своим путем. Ведь по закону четко определено, в каких случаях необходим аукцион. Его проводят не по конкретной заявке от заказчика. Должен быть функционирующий рынок, где продается данный товар, оказывается услуга или выполняется работа, и сравнивать эти заявки можно только по цене. Поэтому многие регионы (Татарстан, Белгородская обл., Читинская) при закупке, например, продуктов питания проводят аукционы самостоятельно. - Заказчики Амурской области также вскоре будут обязаны проводить торги через аукцион? - Эта форма торгов не простая. Она введена законодательно только в России и на Украине. Больше ни в одной стране мира аукционы с этой целью не проводятся. Их не нужно путать с аукционами на продажу. Когда, например, органы исполнительной власти продают имущество, они используют такую форму, как английский аукцион. С точки зрения покупки товаров необходимо проводить аукцион голландский (на понижение). По процедуре проведения это совершенно разные аукционы. При вступлении России в ВТО к нам могут быть претензии относительно российского законодательства в области государственных и муниципальных закупок. Другой вопрос в том, что законодательство у нас выстроено таким образом, что львиная доля процедур должна будет проходить либо способом запроса котировок, либо через торги на аукционе. Тогда конкурс уйдет на второй план.