- Андрей Михайлович, наш традиционный вопрос: вы считаете себя успешным человеком? - Да. - А что для вас значит быть успешным? - Я успешен, просто потому что достигаю тех целей, которые я перед собой ставлю. Я счастливый человек: получаю от жизни то, что я хочу. - Вы кандидат физико-математических наук, где начинали работать? - Окончил Дальневосточный государственный университет во Владивостоке, потом была аспирантура в Москве и работа преподавателем в ДальГАУ. - А затем вы занялись бизнесом. Жизнь заставила или надоела работа преподавателя? - Можно сказать, что и жизнь заставила. С другой стороны, был молод и полон сил, было желание добиться чего-то. Так как я коренной амурчанин, то решил, что моя семья должна жить здесь. Хотя здесь возможностей меньше, чем в Москве, а была возможность там остаться и реализовывать себя. Приехав в Амурскую область, я понял, что здесь преподаванием заниматься не смогу. Честно говоря, после московского университета меня не устраивало отношение к учебе наших студентов. Более того, я не видел своего результата, не знал, ради чего работать. А хотелось сделать такое, о чем можно было своим детям и внукам рассказывать. - Насколько я знаю, все началось с продажи конфет? - Первые контракты были с кондитерской фабрикой опять же во Владивостоке, так как я там пять лет проучился. Решили бизнес начать оттуда, хотя весь Благовещенск тогда работал с Москвой. Потом мы одни из первых стали возить корейскую продукцию. Вот так зарабатывались первые деньги. О маркетинге и секретном продукте - Многие, кто начинал в начале 90-х продавать, так и продают. А вы пошли дальше - занялись производством... - Смотря какие цели человек перед собой ставит. Если ставить банальную цель - заработать просто денег, то, я считаю, это вообще не цель. Деньги приходят и уходят - и ничего не остается. Нужно делать то, что после тебя бы осталось. Вот как раз на производстве можно реализовать себя: придумать, создать качественный продукт и получить удовлетворение, что он удался. - Первым производить стали майонез? - Сразу было несколько проектов: майонез, безалкогольные напитки и фасовка продуктов. Но фасовку через некоторое время пришлось закрыть, так как на самом деле она была не интересна. А в производстве майонеза можно было развернуться с точки зрения технологий, создания уникального продукта. В напитках я нашел для себя интересное дело - маркетинг. Звучит грубо, но мы находим потребность у людей, даже если люди не догадываются о ней, и удовлетворяем ее. - Можно сказать, что существует три позиции отношения руководства к маркетингу. Маркетинг «нулевой», когда директору все равно, есть служба маркетинга или ее нет. Маркетинг «отрицательный», когда руководители считают, что он просто не нужен предприятию. И маркетинг «с плюсом», когда руководство поддерживает это направление. Вы согласны с тем, что в Амурской области пока мало таких руководителей? - Да. У нас в регионе в целом маркетинг слабо развит. Сложности возникают с тем, что в отдел маркетинга трудно найти самостоятельных и творческих людей. Этому мы научим, было бы желание. Нам нужны менеджеры для того, чтобы продвигаться дальше. Нам тесно в Амурской области. Сейчас мы ищем тот продукт, с которым можно было бы выйти за ее пределы. Я надеюсь, что в этом году мы создадим такой продукт, чтобы выйти с ним на Дальний Восток и в Сибирь. - Что за продукт, пока секрет? - Я думаю, через пару месяцев мы об этом всем скажем. - А можно сказать, что есть кадровый голод в Приамурье не только в маркетинге? - Кадровый голод на умных полноценных людей есть. Может быть, в центральной части больше шансов найти хороших сотрудников. У нас, к сожалению, таких людей очень мало. Я вот свою организацию всегда сравниваю с ювелирным изделием, которое надо обработать, придумать для него рисунок, подобрать камни. Причем камни берешь не просто готовые, которые просто вставляешь в оправу, а необработанные: делаешь грани, которые считаешь нужными, и находишь для них место в ювелирном изделии. Когда все подобрано и на своих местах, только тогда изделие ценится. Потому основная ценность в компании - это люди. То, что в нашей компании много творческих, не побоюсь этого слова, гениальных людей, генераторов инновационных проектов, - я считаю это самым большим достижением. Нам не с кем соревноваться - Андрей Михайлович, как вам кажется, маркетинг руководителя нужно проводить? То есть рекламировать директора, создавать его имидж, а вместе с тем и имидж предприятия? - Иногда это нужно. Вот, например, все знают наши продукты: майонез «Асарти», вода «Новотроицкая», «Пьютти», «Джойс». Но спроси: кто это производит? И мало кто скажет, что это компания «Интеграл». Мы изначально специально рекламировали не компанию «Интеграл», а именно продукты. Вот с точки зрения маркетинга это сделано правильно. Если бы мы занимались другим делом, например нефтяным, мы бы рекламировали фирму, например, «Альянс», АНК, что в принципе правильно сделано. Но у нас для каждой целевой аудитории, для каждой потребности четко спозиционирован продукт. Благодаря этому каждый наш продукт уникален, занимает свою нишу и держит, как правило, более 60% рынка. Это очень большие цифры. Но удовольствие от такого результата на рынке Амурской области очень быстро проходит. Рынок небольшой, соревноваться не с кем. А хотелось бы попробовать свои силы с более серьезными игроками. - Расскажите, какое направление бизнеса у «Интеграла» самое прибыльное? - Это не секрет. Амурская лимонадная компания (АЛК), выпускающая «Джойс», «Вкус детства», «Новотроицкую», - это наш флагман. - Если вы успешно выйдете за пределы Приамурья, возможен такой вариант, что вы уедете из Благовещенска? - Честно говоря, с трудом себя представляю в другом месте. Чем заниматься в другом городе? Отдыхать? Это не в моих планах. А что-то создавать с нуля? Дело в том, что вся моя команда здесь. И я не представляю, что смогу бросить капитанский мостик и оказаться где-то. Строим холдинг - С точки зрения goodwill, т. е. оценки деловой репутации компании, ее имени, возможно «Интеграл» сегодня продать? Заинтересует фирма инвесторов? - А для того чтобы это сделать, нужно: отстроить бизнес-процессы, стать прозрачной для сторонних организаций и только тогда можно на эту тему задумываться. Мы тоже не стоим на месте - делаем большую реорганизацию внутри компании, делим центры ответственности. Сейчас создается 8 юридических лиц, каждое из которых будет работать самостоятельно. Мыслей о продаже компании нет, есть мысли дать сотрудникам больше самостоятельности. - Холдинг создаете? - Да. - Некоторые амурские бизнесмены говорили в интервью «АП», что ситуация, когда собственник компании является и руководителем, - это пережиток прошлого. И мы идем к тому, что собственник компании будет отдыхать и получать доход, а на него будет работать наемный менеджер. Вы согласны с такой точкой зрения? - К сожалению, я не знаю в Амурской области ни одного успешного предприятия, созданного с нуля, которое бы поднималось не собственником. Вот, например, «Россия», АНК... Управление наемным менеджером - это еще не гарант улучшения показателей деятельности компании. Каждое предприятие должно дорасти до этой стадии развития. Я ставлю себе задачу - подойти к этому. Как это получится - покажет время.

Возрастная категория материалов: 18+