Можно ли «одолеть» почти традиционную толпу при въезде и выезде. Шла речь о технических новинках, поступающих в помощь таможенному инспектору, и о борьбе с коррупцией в таможенных рядах. Лес в обмен на овощи - Виталий Анатольевич, как сработала Благовещенская таможня в 2006 году, каковы тенденции грузооборота? - В 2006-м мы отработали лучше, чем два предыдущих года. Перечислили в федеральный бюджет порядка одного миллиарда 742 млн. рублей. По данным Правительства РФ, 45% доходной части федерального бюджета формируется за счет таможенных платежей, так что внесли свой небольшой вклад и мы. Грузооборот по сравнению с 2005 годом вырос на 15%. Рост таможенных платежей составил более 300 млн. рублей. Хочу обратить внимание, что рост произошел не только за счет увеличения грузопотока, но благодаря хорошей работе таможни. И еще одна цифра - более одного миллиона человек пересекли границу и прошли контроль на пункте пропуска. Это один из наибольших показателей по России, у многих этот факт вызвал удивление - город не очень большой, а пассажиропоток значительный. Основная часть экспорта - необработанные лесоматериалы и лом металлов. Импорт состоит из овощей и фруктов, товаров народного потребления, стройматериалов. В связи со строительством нефтепровода увеличились поставки строительной техники. - Как вы считаете, изменят ли нашу экспортную составляющую новые таможенные пошлины на лес? - В соответствии с постановлением правительства с июля 2007 года ставка таможенной пошлины на вывоз необработанного лесоматериала будет повышена до 10 евро за один кубический метр. (На сегодня ставка составляет 6,5% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро). С апреля 2009 года она будет повышена до 50 евро, к 2011 году - до 80% от таможенной стоимости. Это все связано с мерами экономической политики, направленной на развитие лесоперерабатывающей промышленности. Не секрет, что практически вдоль всей границы в районе таможенных постов на сопредельной стороне находятся небольшие лесоперерабатывающие заводы, рассчитанные на наш лес. Думаю, повышение ставок даст толчок для развития лесопереработки у нас. А товаропоток не уменьшится. Сырой лес заменит иная составляющая - лес обработанный, пиломатериалы и так далее. А в дальнейшем и деревоплита. Медвежьи лапы не прошли - В последнее время мы довольно часто слышим о контрабанде крупных партий частей животных, осетрины, трепанга. Это тревожное явление растет? - Сказать, что в прошлом или нынешнем году произошел резкий всплеск контрабанды, я не могу. Возможно, мы стали чаще рассказывать об этих фактах, ведь борьба с контрабандой - одна из основных задач таможенных органов. Всего же в 2006 году по различным фактам было возбуждено 23 уголовных дела. Это контрабанда сильнодействующих и наркотических веществ, лекарственных препаратов, товаров народного потребления, цветного металла. В Поднебесную российские и китайские граждане пытаются вывезти дериваты - лапы медведя, губы лося, хорды осетра. Объемы этой контрабанды исчисляются тоннами. Особо показательны в этом смысле партии, задержанные 29 января и 16 февраля. Хотел бы подчеркнуть, что это результат хорошей работы наших специалистов. Как мы говорим, эффективного таможенного контроля. Так вот, два этих факта - умелые действия сотрудников отдела досмотра грузового направления пункта перехода «Благовещенск - Хэйхэ» при выполнении своих функциональных обязанностей. Дериваты вывозились с сокрытием в специально подготовленном тайнике автомобиля, осетрина была спрятана в крупной партии макулатуры. В таких случаях нашим работникам помогают знания психологии, профессиональное внимание и интуиция. - В последние годы специалисты говорят о смыкании российской и иностранной преступности. А таможенники разных стран сотрудничают в борьбе с ней? - Здесь, скорее всего, имеется в виду сотрудничество по наиболее значимым и наиболее опасным для России направлениям. Это пресечение наркотрафика, торговли оружием. Такое сотрудничество осуществляется на уровне Федеральной таможенной службы с аналогичными службами других государств. Мы на месте можем лишь обеспечивать помощь в проведении данных мероприятий. А вот с нашими правоохранительными органами сотрудничаем очень тесно - с госнаркоконтролем, прокуратурой, управлениями МВД и ФСБ, пограничниками. У нас созданы совместные группы, результатом деятельности которых стали конкретные уголовные дела, в том числе и по контрабанде. - Техническое оснащение таможни меняется. что поступит к вам на вооружение в ближайшее время? - Это работа плановая в рамках федерального проекта «Госграница». Существует программа развития Федеральной таможенной службы, которая предусматривает обеспечение пунктов пропуска современной техникой. В соответствии с программой в этом году нам выделили один инспекционно-досмотровый комплекс, который будет установлен на грузовом направлении пункта пропуска «Благовещенск - Хэйхэ». Устройство представляет собой рентгеноскопический комплекс для отслеживания содержимого автомобиля. На мониторе компьютера высвечивается информация о грузе. Причем программные средства позволяют определять по плотности, что это за груз и есть ли в нем посторонние вложения. В зависимости от полученной информации инспектор принимает решение. В пункте пропуска «Поярково - Сюньке» запланирована установ-ка платформенных автомобильных весов, что позволит существенно экономить время участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Здесь же, а также на пассажирском и грузовом направлении пункта пропуска «Благовещенск - Хэйхэ» будет установлена новая система «Янтарь», которая выявляет товары, содержащие радиоактивные материалы. Все эти меры в комплексе позволят нам выполнять принятые нормативы: две минуты на таможенное оформление пассажира и 20 минут на автомобиль. Как расширить дверной проем - Виталий Анатольевич, сразу несколько наших читателей спросили, возможно ли навести порядок при оформлении туристов и обычных пассажиров на Благовещенской таможне. Столпотворения при выезде в Китай и еще большие при возвращении нервируют и очень огорчают людей. - Простой гражданин не всегда понимает, что пункт пропуска находится в частных руках, это не федеральная структура. И мы там обеспечиваем только таможенный контроль. Продажу билетов, прохождение судов и автобусов, посадку пассажиров осуществляет пассажирский порт «АмурАССО». Наша задача - установить качественный барьер на пути контрабанды. - Но человеку, который испытывает при поездке огромный дискомфорт, по большому счету все равно, кто за что отвечает. Есть ли шанс навести порядок хотя бы общими силами? - Вы правильно сказали - общими силами. Потому что это вопрос не только таможенной службы, но и пограничников, диспетчеров «АмурАССО» - владельца пункта пропуска. У нас существуют координационные совещания, на которых мы ставим эти вопросы. Так, на основе его решения на пассажирском пропуске в Благовещенске открыли еще один зал - реверсионный. Это значит, что пропуск через него осуществляется в обе стороны - на выезд и въезд. Замечу, что стоимость оформления через этот зал таможня не устанавливает. Уже несколько лет мы практикуем работу с туристическими группами, когда всю группу оформляет один таможенник, минуя очередь. Чтобы людям, едущим отдыхать, не мешал товаропоток, который перемещают физические лица под видом вещей для личного пользования, но понятно - для продажи. Нередко бывает, когда старший группы проходит досмотр и оставляет своих туристов. Вопросы к кому - к таможне? Или к тем, кто недобросовестно выполняет наши совместные решения? Но проблема еще и в большом пассажиропотоке. Если, образно говоря, попытаться десятерым пройти в обычный дверной проем... Не удастся. Надо или проем расширять, или выстраивать какую-то очередь. В нашем случае расширение дверного проема - это строительство дополнительного зала. И опять это вопрос не таможни. Так что вам бы следовало встретиться с владельцем пункта пропуска. Насколько я знаю, они собираются достраивать четвертый этаж, чтобы улучшить обслуживание пассажиров. Челнок в перспективе - Виталий Анатольевич, вы заметили, что под видом частного товара люди иногда перевозят предметы для продажи. Что изменилось в связи со снижением в прошлом году нормы провоза с 50 до 35 кг на человека? И надо ли усиленно бороться с челноком? - Правительство пошло в прошлом году по пути снижения нормы, но спад был месяца два - три. Затем товаропоток возобновился. С ноября прошлого года мы вновь констатируем спад на 50 - 60%. Это связано с тем, что с 1 апреля будет запрещена торговля иностранным гражданам на рынках. Что будет дальше, прогнозировать сложно. Либо число перемещений восстановится, потому что участники этого бизнеса вновь найдут какой-нибудь обходной путь для торговли на рынках, либо принятие этого закона позволит нам уменьшить появление несертифицированных товаров в Приамурье. Хочу лишь заметить, что мнение о снижении выбора и росте цен, которые непременно последуют после принятого решения, все-таки ошибочно. Законным путем к нам поступают большие партии сертифицированного товара, и объемы позволяют сдерживать рост цен. Кто купит переход - В прошлом году по поводу таможенных органов было сделано несколько очень громких заявлений, например о том, что таможня с бизнесом «слились в экономическом экстазе». Вы помните эти образные слова президента. Тогда шла речь о том, что коммерсанты будут передавать таможенным органам свои помещения. Причем отводился на эту работу месяц. Какие решения приняты по Амурской области? - Месяц давался на паспортизацию пунктов пропуска, чтобы понять, что мы имеем на границе, и определиться, какие помещения нужно выкупать, какие пункты можно закрыть как нерентабельные, где обойтись арендой. На возмездную передачу или покупку пунктов пропуска деньги в федеральном бюджете выделены. Сегодня у нас стоит вопрос о покупке пункта пропуска «Поярково - Сюньке» и грузового направления «Благовещенск - Хэйхэ». Но это не значит, что он решится завтра. Потребуется провести оценку, определить условия передачи, собственника данных зданий. Последний вопрос не решен пока на федеральном уровне. Либо помещения перейдут на баланс таможни, либо будет создана специальная федеральная структура (скажем, агентство), которая будет владеть всеми пунктами пропуска на территории России. Пассажирское направление останется в частной собственности, поскольку это речной вокзал со всеми соответствующими службами. Таможня здесь арендует на безвозмездной основе несколько помещений. Признано, что так бюджетные средства использовать эффективнее. - В области действует четыре погранперехода. будут ли открываться новые, какие перспективы у действующих? - Порядок открытия и закрытия пунктов пропуска находится в компетенции правительства РФ. О новых пунктах пока речь не идет. Более того, у нас не действует пункт пропуска «Ушаково - Хума», и в прошлом году вообще не было никакого товарооборота по пункту «Джалинда - Мохе». Но сейчас там появились заинтересованные лица, и если пойдут грузы, мы будем работать вахтовым методом. Вообще о перспективах следует говорить, рассматривая развитие экономики области. С учетом строящегося нефтепровода и ответвления на Китай, например, у Джалинды есть перспективы. Так что все зависит непосредственно от участников ВЭД, а мы готовы обеспечивать таможенный контроль в любом месте. Пополнение по конкурсу - Читатель В. В. Варлыга из Благовещенска спрашивает, насколько реально человеку «без фамилии» устроиться на службу в Благовещенскую таможню? - В связи с введением федерального закона «О государственной гражданской службе» и Указом президента о конкурсе на замещение вакантной должности прием на госслужбу в таможенные органы осуществляется только на конкурсной основе. Мы публикуем объявления о конкурсах в СМИ. Другой вопрос - соответствует ли этот человек критериям данной должности, есть ли у него высшее образование, стаж работы, не имеет ли он судимости. - Почему к вам стремятся на работу, какая средняя зарплата у ваших сотрудников? - С каждым кандидатом на работу я беседую лично, и меня тоже интересует этот вопрос - почему идут именно в таможенные органы? Практически все говорят о социальной защищенности: гарантированные отпуск, зарплата, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение. Инспектор таможни получает в пределах 9 - 15 тысяч рублей. Борьба с коррупцией по программе - Бытует мнение, что таможенники живут очень хорошо. И здесь порой звучит слово «коррупция». Читатель, представившийся Александром из Благовещенска, спросил прямо: когда таможенники перестанут брать взятки? - Что я могу сказать... Когда прекратят их давать! Ну а если серьезно, вопросы профилактики коррупционных проявлений затрагивают не только сферу таможенной службы, но и всей государственной и муниципальной службы России. Единственно, на таможенной службе было акцентировано внимание. У нас существует программа борьбы с коррупцией, концепция противодействия коррупционным проявлениям. Это работа ведется, хотя не всегда освещаются окончательные решения по конкретным уголовным делам. Работа многоплановая, связанная в том числе с изменением сознания, психологии людей, которые пришли на госслужбу. Решаются вопросы мотивации. Допустим, сотрудник, который задержал контрабанду, получает премию 25 тысяч рублей. Это хороший мотивационный фактор, возможно, он сработает, когда предложат за вознаграждение пойти на противоправные действия. Есть вопросы технического обеспечения, когда появляется возможность исключить человеческий фактор. Например, проверку документов участника ВЭД проводит компьютер, и он же выдает рекомендацию, кого досмотреть, а кого можно не досматривать. Когда процессы субъективизма уходят в сторону, снижается и возможность коррупции. Есть у нас и подразделение собственной безопасности. Его сотрудники стремятся не только поймать взяточника, но и выявлять те места, где человек может быть подвержен соответствующему риску. В прошлом году в отношении сотрудников было возбуждено 6 уголовных дел. Они еще не завершились. Но это различные категории дел - и халатность, и превышение должностных полномочий. По трем уголовным делам ситуация еще не ясна, они находятся в суде. - Наша газета по материалам прокуратуры писала о вымогательстве взятки одной из работниц Благовещенской таможни. В какой стадии находится это дело? - Ведется следствие, она помещена под стражу. Решение о виновности принимает суд. Но факты, имевшие место, вопиющие. И мы с подобными преступлениями будем бороться. - Менеджер типографии «Радуга» Татьяна Ананьева ставит проблему конкуренции российских типографий с посредниками, использующими типографские услуги китайских предприятий. Такая продукция, по мнению читательницы, ввозится без уплаты каких бы то ни было пошлин, что позволяет им устанавливать демпинговые цены. К тому же вызывает большие сомнения ее экологическая безопасность. - В оформлении рекламной полиграфической продукции есть нюансы, например еженедельник не облагается ввозной пошлиной. Что касается несертифицированных красок, то при осуществлении таможенного контроля мы требуем, чтобы в пакете документов были сертификаты соответствия. Иначе выпуск продукции на территорию РФ будет запрещен. Поспорил бы я с автором вопроса и в части того, что существует канал ввоза в таком объеме, что позволяет устанавливать демпинговые цены. Не могу с этим согласиться. Возможно, какие-то попытки или разовые партии имеют место. Да, в Китае типографские услуги значительно дешевле. И если у читательницы есть конкретные факты, то я готов разобраться. Наши специалисты ежедневно до 20.00 осуществляют консультации граждан, как устные, так и письменные. Задать свой вопрос можно по телефону 32-80-28. Есть также телефон доверия: 53-67-36. И в заключение хочу вернуться к вопросу коррупционных проявлений. Если у вас вымогают взятку, придите, мы готовы принять соответствующие меры. Но за три с половиной года, что я возглавляю таможню, был только один факт заявления о вымогательстве взятки, по которому возбуждено уголовное дело. Давайте вместе будем бороться с этим негативным явлением.

Возрастная категория материалов: 18+