Которая объединила три школы, станцию юннатов и Дом детского творчества. Экспериментальная площадка в возжаевской школе N 1 получила статус федеральной. Это значит, что за развитием эксперимента наблюдает вся страна. Теперь здешние педагоги учатся напряженнее, чем заядлые «ботаники», а школьники, находящиеся за несколько километров друг от друга, могут общаться в режиме телемоста в реальном времени. В первый учебный день после каникул в Возжаевке побывали корреспонденты «АП». Без света и без Интернета Школа будущего сидела без света и без Интернета. Электричество во всех учебных заведениях Белогорского района отключили за несвоевременные расчеты района с энергетиками еще до начала каникул. Интернет же до школы, где проводят эксперимент, который интересен всей России, пока не дошел. - Интернет у нас будет в ближайшее время, - уверенно говорит директор школы Геннадий Иванин, - недавно приходили техники, замеряли, сколько кабеля понадобится. Так что скоро сможем использовать мультимедийные технологии по максимуму. Мы уже закупили информационно-образовательные продукты «Кирилл и Мефодий». Там и готовые уроки, и административные ресурсы. Правда, применить их из-за отсутствия скоростного интернета не успели, а коды доступа к ним действуют в течение года. Поэтому пришлось в фирму письмо писать - чтоб сроки продлили. Хорошо, что они вошли в наше положение. Но и без Интернета в возжаевской первой школе любой ученик скажет, чем отличается принтер от факса и что презентации на мониторе - это вчерашний день. На миллион рублей, полученный по нацпроекту, здесь смонтировали беспроводную магистраль передачи данных, соединившую эту школу с образовательными учреждениями - возжаевской N 2 и школой в селе Амурском, а также станцией юннатов и Домом детского творчества. На президентские деньги закупили передающие и принимающие антенны направленного действия, которые стоят теперь на крышах этих учебных заведений. Сначала у директора школы и его научного руководителя - главного специалиста районного отдела образования Виктории Бабюк была идея создать общий для этих образовательных учреждений информационный ресурс. Ведь у каждого из них есть свои интересные наработки, которые можно использовать сообща. Но директор пошел дальше. - Мы закупили веб-камеры и попробовали осуществить передачу изображения со звуком, - рассказывает Геннадий Викторович. - У нас были сомнения, сможет ли проходить сигнал через железную дорогу, все-таки там оборудование, и достаточно сложное. Оказалось - еще как. Задержка изображения и звука есть, но она незначительна. Использование веб-камер позволяет общаться непосредственно в режиме реального времени. Мы можем проводить совместные видеоконференции. Пробная видеоконференция в режиме телемоста между возжаевскими школами N 1 и N 2 пройдет здесь в середине апреля. Ее проведет призер конкурса «Учитель года-2007» Наталия Скоробогатова, вошедшая в пятерку лидеров. Ребята готовят сообщения по молодежным субкультурам - панк-культуре, року и другим. Ученики из двух школ смогут общаться, непосредственно задавая друг другу вопросы, несмотря на расстояние между школами. Остальные участники сети смогут быть зрителями в режиме он-лайн. - Работы много - дело новое, признается директор. - Возникают вопросы, на которые нам не могут порой ответить даже в Благовещенске. Все по-новому В кабинете мультимедиа на виду у всех объявление: «Внимание! Всех снимает видеокамера. Вас видят и слышат». Отсюда можно вести прямые трансляции в другие школы, которые объединяет беспроводная сеть. Кроме того, веб-камеру можно установить в соседнем кабинете и вести урок на два класса. Можно, если, например, приехала проверяющая комиссия, чтобы дети не «зажимались», усадить инспекторов перед экраном и транслировать урок из соседнего кабинета в реальном времени. Кстати, экраном служит единственная в районе интерактивная доска, которую школа получила также в рамках нацпроекта. В этом же классе стоит серверный шкаф, главный хранитель информационных ресурсов. - Кто бы знал, что он так гудит, - сердито ворчит директор. - Придется теперь подумать о его звукоизоляции, чтобы уроки вести не мешал. Но такому «постояльцу» школа все же очень рада - он таит в себе несметные сокровища и обещает новые методы обучения, каких не было прежде. В центральный сервер заносится школьная база данных, устанавливаются образовательные программы. В школе создана локальная сеть, к которой подключено 36 рабочих мест. - Оборудование дорогое, но оно позволит со временем при минимальных затратах, связанных с прокладкой кабелей, все кабинеты подключить к локальной школьной сети, - продолжает рассказ Геннадий Викторович. - Сегодня весь мир переходит на систему высшего и среднего специального дистанционного образования, - вступает в разговор Елена Иванова, заместитель директора школы по научно-методической работе. - Готовить к этому детей надо начинать в школе. В рамках нашей сети можно отрабатывать систему дистанционного обучения. Мы не просто закупаем сетевые образовательные программы - их очень много, и не все нам подходит. Хотим сделать их адаптированными именно для наших учащихся, чтобы они соответствовали их требованиям и запросам, возрасту, способностям. Программа - это оболочка, каждый учитель наполнит ее своим содержанием. Ученик должен зарегистрироваться на сервере, получить свой пароль и код доступа. Ученик изучает самостоятельно какой-то внеучебный материал, сдает тесты, получает оценку и сертификат. - С 1 сентября мы перешли на профильное обучение в 10-х классах, - говорит Геннадий Викторович. - Профили ведут не только наши учителя, но и педагоги дополнительного образования. Профильные курсы связаны с будущей профессией детей. Каждая школа выбрала свой профиль. Раз в неделю - по средам - у нас дети занимаются дополнительно по тому профилю, который они выбрали. В нашей школе собираются десятиклассники трех учебных заведений, которые углубленно изучают информатику, физику. Во второй школе действует военно-спортивный класс, углубленно изучается химия. Школа в Амурском возьмет аграрное направление. Сейчас школьников развозят по объектам на автобусе. Но в скором времени они будут изучать профильные курсы, сидя за компьютерами. Им выделят время после уроков для занятий в кабинетах информатики. Расширится и ассортимент дополнительных курсов. Возжаевская станция юннатов, не раз занимавшая призовые места в России, имеет свои исследовательские наработки. Дом детского творчества - свои. В идеале, считает директор, ученики смогут входить в школьную сеть и с домашних компьютеров, подключенных к Интернету. Впрочем, не только ученики, но и их родители смогут у себя на мониторе полистать классный журнал, проверить текущую успеваемость и посещаемость школы любимым чадом, а также получить любую информацию о школьной жизни - о родительских собраниях или о том, сколько денег решили собрать на проведение выпускного вечера. - Это не мечта, это уже реальность, - говорит Геннадий Иванин. - В сети будет база данных по школе. Каждый родитель получит код доступа к информации, касающейся только его ребенка, - сведения о других детях он получить не сможет. - А подправить оценки? - Ни в коем случае - программа не позволит. Единственная в области Опыт возжаевской МОУ СОШ N 1 в Амурской области пока уникален. Как показала московская конференция школ - участников нацпроекта «Образование» в 2006 году, состоявшаяся в столице в ноябре, и в России школ, идущих по этому пути, немного. - Возжаевская школа поставила перед собой реальные, посильные, далеко идущие задачи, - говорит заместитель начальника областного департамента образования Елена Ковальская. - Они взяли курс не просто на компьютеризацию, а на информатизацию учебного процесса. Формирование межсетевого взаимодействия между образовательными учреждениями района позволит обеспечить каждому ученику качественное и доступное образование, независимо от того, в какой школе он сегодня обучается и каковы ее возможности. Образовательные рамки расширяются - в этом уникальность того, что происходит в Возжаевке. Сегодня много говорится о компьютеризации образования, но в меньшей степени - о создании сети между учебными заведениями. Но ведь именно такая сеть может снять часть проблем при реструктуризации сельских школ. Сегодняшняя модернизация образования, переход на нормативное подушевое финансирование ставит перед альма-матер новые задачи, которые труднее всего даются сельским школам. Дети не виноваты в том, что именно у них нет учителя физики или биологии, они хотят получать знания, а некоторые из них - даже изучать тот или иной предмет более углубленно. И школа должна им эту возможность предоставить. Конечно, дистанционное обучение - это не панацея, подчеркивают в департаменте образования, потому что компьютер никогда не заменит живого общения с учителем. Кроме того, чтобы другие образовательные учреждения пошли этим путем, нужна соответствующая материальная база. Все-таки возжаевская школа освоила миллион нацпроектовских рублей. Во-вторых, нужна сеть, которая объединила бы ряд образовательных учреждений. В-третьих, важны возможности и желание самих образовательных учреждений - из 435 школ области всего несколько десятков работают в инновационном режиме. - В будущем возможно создание объединенной сети с другими районами, - продолжает Елена Ковальская. - Во всяком случае, последние документы из Министерства образования и науки сообщают нам об интернет-уроках по разным предметам. Нам предлагают современные методы обучения, и мы должны быть к ним готовы. Возжаевская школа охотно рассказывает о своем опыте, и, возможно, по этому пути пойдут другие. Курсор вместо указки Школа, расположенная в гарнизонной части Возжаевки, - одна из самых крупных в районе, в ней 515 учеников и 44 педагога. Поэтому, выбирая направление работы, три года назад здесь учли потенциал детей и взрослых и предпочли самое насущное - информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе. Облегчили или нет эти новации жизнь педагогов? - На первых порах нам уже тяжело, - говорит замдиректора Елена Александровна Иванова. - Учителя осваивают много нового. Но мы все должны это пройти - может быть, школа скоро вообще перейдет на безбумажный способ работы. Мы все время учимся, учимся, учимся. Только успели освоить одно - опять появляется что-то новое, и мы принимаемся за него. - У нас в школе педагогов, не владеющих компьютером, не осталось, - добавляет Геннадий Викторович. - Кто-то прошел курсы при ИППК, неоднократно организовывали курсы при школе. Даже я научился. Оказалось, что в авангарде освоения высоких технологий идут учителя пенсионного и предпенсионного возраста. Они постоянно проводят уроки с использованием мультимедиатехнологий. Им важно, чтобы школьники не потеряли заинтересованность к их предмету. Во-вторых, база для подготовки к урокам совершенно другая - одни только мультимедиаэнциклопедии чего стоят. Много материала на обучающих дисках. Да и материальная база много значит. Если раньше учитель водил указкой по плакату, то сегодня водит курсором по интерактивной доске. В кабинете мультимедийных технологий, который смонтирован три месяца назад, учителя заблаговременно график составляют на проведение уроков - каждому хочется преподать свой предмет на современном уровне. Оказывается, с мультимедиа веселее изучать даже автодело. Его, кстати, ведет сам директор. Геннадий Викторович создал систему презентаций по дорожным знакам, сопроводил их картинками, кое-где с мультипликацией, а также четверостишиями собственного сочинения. - Полностью компьютер учителя не заменит, - говорят педагоги. - Но его разумное использование в учебном процессе необходимо. Взрослая жизнь далека от идеала Образование - наш конек, говорят сегодня в администрации Возжаевки. Именно они сегодня прославляют село. Станция юннатов в прошлом году стала лучшей в ДФО и получила в подарок от губернатора «Газель». Модельеры из Дома детского творчества недавно заняли второе место в областной «Магии моды» - конкурировали наравне со студентами. Школа N 1 стала федеральной экспериментальной площадкой. Об успехах школьников можно рассказывать долго. Зато взрослая жизнь Возжаевки весьма далека от идеала. В селе с населением в семь тысяч человек главная проблема сегодня - безработица. - Раньше у нас работал на полную мощность бронетанковый завод, сельский домостроительный комбинат. Завод сейчас в плачевном состоянии, а комбинат закрылся,- говорит глава сельской администрации Сергей Рыбальченко. - Официально у нас около 450 безработных. Очень многие уезжают на работу за пределы района и области - на Сахалин, в Талакан, и налоги увозят туда. Нужны рабочие места здесь, чтобы развивалась наша территория. Сергей Иванович признался, что очень рассчитывал на кирпичные заводы, которые открылись в Возжаевке полтора-два года назад. Но реально получилось, что работают на них китайцы - наши считают оплату за непосильный и грязный труд на заводе слишком скромной. - 131-й закон свалил на нас все - от рождения до похорон, - посетовал глава, - а бюджетная политика ведется отнюдь не в пользу села. Если так дальше дело пойдет, что от нас останется? Будущую смену себе Возжаевка готовит достойную. Но смогут ли найти себе применение в родном селе эти дети?

Возрастная категория материалов: 18+