Безопасно ли сейчас ездить в Хэйхэ? На приглашение редакции откликнулись все. Даже пострадавшие во время первого трагического инцидента, хотя при одном воспоминании о гибели их друга Олега Черпака и о тех событиях двухлетней давности не могут сдержать слез. Не было лишь представителей Народного правительства г. Хэйхэ, от усилий которого в первую очередь зависит безопасность гостей из России. Может, им нечего было сказать? Ведь убийца амурчанки Нины Щербаковой так и не найден. Тем не менее разговор получился. Свою оценку работе властных структур пострадавшие дали. Неудовлетворительную. Ян Цзе, глава торгово-экономического представительства г. Хэйхэ в Амурской области: - Наше торгово-экономическое представительство этим событиям уделяет большое внимание. Департамент общественной безопасности Народного правительства провинции Хэйлунцзян отправил в Хэйхэ много специалистов для помощи в раскрытии преступления. Трудность в том, что там, кроме пострадавшей, не было других свидетелей. А женщина не смогла более или менее подробно описать нападавшего, его приметы. Это затрудняет розыск. Управление общественной безопасности Хэйхэ объявило, что любой человек, предоставивший информацию, которая поможет найти убийцу, получит 100 тысяч юаней. Правительство Хэйхэ специально выделило из городского бюджета средства на покупку десяти патрульных машин, чтобы поддерживать порядок именно там, где находятся обычно российские граждане. Елена Казакова, сотрудник «АП»: - Несколько недель назад я была в Хэйхэ и специально позвонила по телефону, который опубликован во всех областных СМИ, - 8270110. Звонила несколько раз и говорила: «Это полиция? Я русская туристка. Мне нужна помощь. Кто-нибудь говорит по-русски?» Мне же отвечали только на китайском. Нам нужен телефон, на котором круглосуточно дежурил бы русскоязычный китаец. - В документе нашего правительства указаны номера 110, 120, 12315. Там будут отвечать вам по-русски. Кто вам дал этот номер? Дмитрий Беломестнов, начальник отдела информации и общественных связей УВД по Амурской области: - Мы не давали. Мы указывали номера 110 и 122. Первый как наш 02, только звонить надо со стационарного телефона, а не с мобильного. 122 - это телефон дорожной полиции, на случай ДТП. От редакции: номер 8270110 - это отделение полиции на острове Большой Хэйхэ. Номер указан на сайте областной администрации с пояснениями: «круглосуточно, контактное лицо Ван Чуньянь». Значит, там должны были отвечать по-русски. Ян Цзе: - Февральское чрезвычайное происшествие как криминальное явление существует во всем мире. Эти факты есть и в России. Предлагаем с пользой для граждан обоих берегов действовать совместно. Корр. «АП»: - Промелькнуло сообщение в СМИ, что ухудшение криминальной обстановки связано с тем, что в Хэйхэ много приехавших из деревень, безработных. Может, поэтому стало больше краж, разбойных нападений? - С чем сравнивать? Когда только открыли безвизовый режим или когда Хэйхэ был закрытый пограничный город? Но вы сами знаете: когда открывают окно, не только свет и солнце приходят в дом, но и мухи тоже. Константин Воронцов, директор туристического агентства "Гала-тур": - Если Хэйхэ открыли для российских граждан, то надо было принять меры для их безопасности. Что было сделано? Ян Цзе: - После того как расширилась территория зоны народной торговли «Хуши», органы общественной безопасности, торгово-промышленное управление и «скорая» приняли соответствующие меры для безопасного пребывания россиян. Но раньше они ночевали в указанных гостиницах для иностранных граждан. А сейчас селятся в других местах. - Значит, есть в Хэйхэ так называемые зеленые, то есть безопасные зоны с указанными гостиницами и определенными магазинами. А если шаг вправо, то есть через квартал, мою безопасность могут только постараться гарантировать? Ян Цзе: - У нас нет такого разграничения: зеленые, желтые, черные зоны. По нашему закону определено: место проживания иностранцев только в указанных гостиницах. Там они хорошо защищены. Если в другом месте, то нам трудно их защищать. Но с помощью дополнительных мер в Хэйхэ постараются расширить эту зону наблюдения. 18 декабря 2006 года наше правительство опубликовало такие предложения. Управление коммерции Хэйхэ будет печатать путеводители для российских граждан, где им лучше ночевать, делать покупки, получать медицинскую помощь, другие услуги. Корр. «АП»: - Ваша точка зрения, Елена Александровна, как сотрудника департамента на участившиеся факты негативного отношения китайцев к российским гражданам. Что делается для восстановления прежних добрососедских отношений? Елена Кравцова, глава торгово-экономического представительства администрации Амурской области в г. Хэйхэ: - Добрососедские отношения не нарушались. Вы неправильно ставите вопрос. Случившееся - нормальный ход жизни. Посещение Хэйхэ в упрощенном виде, то есть без оформления виз, как раз свидетельствует о добрососедских отношениях. Но в любой стране, как и в России, происходят криминальные события. Обязанность иностранцев в таком случае - знать схему решения своей проблемы и самому подумать о собственной безопасности. Запастись телефонами, предупредить родных, что уехал за границу и когда планируешь вернуться. Взять с собой копии заграничного паспорта на случай кражи или потери. Выезжать в составе тургрупп, ведь в путевку автоматически заложена сумма страховки. Но и остальные тоже имеют право оформить такую страховку. - Народ у нас неразумный, едет не в составе тургрупп, экономя каждый рубль даже на собственной безопасности. Но и эту часть выезжающих родное государство обязано защищать. Что делает в этом направлении ваше представительство или оно работает только по торгово-экономическим вопросам? - Торгово-экономическое представительство администрации Амурской области в Хэйхэ, согласно ФЗ «О координации международных внешнеэкономических связей субъектов РФ», не обладает статусом дипломатических представительств, на него не могут быть возложены консульские и дипломатические функции. При возникновении ЧС общаемся и с управлением общественной безопасности Хэйхэ, но в пределах своих полномочий. В рамках своих компетенций мы разработали памятку для российских граждан с телефонами экстренных служб в Хэйхэ. - Она выдается на таможне каждому пересекающему границу? - Нет, памятка существует на сайте областной администрации. В здании пассажирского порта ее периодически читают дикторы, еще есть бегущая строка. - Нельзя ли ее размножить и давать вместе с билетом? - Мы предложим это своему руководству или пассажирскому порту - надо согласовать вопрос. Есть и карта Хэйхэ с этими же номерами телефонов. А запланированное издание путеводителя с рекомендованными гостиницами, магазинами, банями, массажными кабинетами - это хороший шаг со стороны Народного правительства города Хэйхэ. - Ян Цзе, если, предположим, криминальное происшествие произошло в Благовещенске и к вам обратился пострадавший китаец, то каковы ваши действия? - «Если» не надо говорить: такие случаи, к сожалению, были. Если после работы, мы сами помогаем пострадавшему - вызываем «скорую», милицию. Если в рабочее время, то сообщаем также в ваш департамент внешних связей, связываемся с юристами, органами иностранных дел. Как представители Хэйхэ на территории Российской Федерации мы становимся посредниками, связистами. Временную помощь, даже медицинскую, можем оказать, а потом решать вопросы с местными ведомствами. - Выходит, ваше представительство не только торгово-экономическими вопросами занимается, но и оказывает согражданам первую помощь. - У нас одинаковые функции. Елена Кравцова: - Что вы имеете в виду под словами «первая помощь»? Корр. «АП»: - Быть в этот момент просто рядом с пострадавшим. Звонить, если надо - перевязать. - С момента создания амурского представительства и до сих пор мы не делаем того, на что не имеем полномочий, что не установлено федеральным законом. Но тем, кто к нам обращается, в помощи не отказываем. Люди благодарят. Если мы об этом не рассказываем, не значит, что этого нет. Константин Воронцов: - Предположим, нашему туристу нанесли рану. Требуется медицинская помощь, а у него нет с собой денег, чтобы заплатить китайским врачам. Елена Кравцова: - Когда гражданин едет за границу, он должен подумать о том, чтобы деньги у него были всегда и чтобы он был не один. У нас же нет денег, чтобы платить за медицинскую помощь пострадавшему. Мы ищем его родственников, объясняем ситуацию. Попадаются такие, которые отказываются помогать. Константин Воронцов: - Такая неотрегулированная ситуация - предмет обсуждения моих коллег по туризму. Многие амурчане, экономя на турпутевке, едут в Хэйхэ на свой страх и риск, поэтому беспомощны при конфликте. Если бы и в Благовещенске была такая же свободная зона, как на острове Большой Хэйхэ, то создавались бы совместные структуры для безопасности иностранных граждан - российских или китайских. Но паритета нет. По выходным за Амур с определенным риском отправляются несколько тысяч людей. Ведь едут не только отовариться, но и отдыхать в ресторанах, саунах. Потому требуют повышенного внимания со стороны китайской полиции, а это чисто физически трудно сделать. Я работаю в туризме 10 лет, и мы все время боремся с «помогайками». Сейчас, когда необходимость в турфирмах у некоторых «свободно» выезжающих отпала, образовался огромный институт этих «помогаек». Даже в наших СМИ печатаются их объявления с перечнем услуг. То есть цивилизованное обслуживание наших граждан отдано в частные руки, часто сомнительной чистоты, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И это трудно контролировать. В «широком окне», то есть в самом городе Хэйхэ, нет должных мер безопасности - это факт, как и то, что многие выезжают без страховки. - Все это имеет место. Но, считаю, раз открыто свободное безвизовое посещение Хэйхэ, значит, власти сопредельных территорий должны позаботиться о безопасности их «визита». Не ждать же нам за февралями 2005-го, затем 2007 года нового «февраля»! - На туристической ярмарке в Москве я рассказал руководству ассоциации «Мир без границ», какие мы «пионеры» безвизового режима. В ответ: такого не может быть, чтобы гражданин сопредельного государства мог свободно посещать другую страну! Должен быть, дескать, в лучшем случае паритет: нам открыли «окно», мы тоже открыли, и соответствующие службы должны быть. Хотелось мне услышать, что конкретно предпринимается китайской стороной для безопасности - не услышал. Жаль, нам ведь задают вопросы клиенты. Люди обеспокоены. Наталья Купрякова, пострадавшая при первом трагическом происшествии: - Скажите, гостиница «Международная» является «местом указанного пребывания иностранных граждан, которое усиленно охраняется»? Входит она в тот самый перечень «указанных правительством Хэйхэ гостиниц»? Ян Цзе: - Да, указана. - Тогда почему, когда это случилось, я была там с самого начала и до конца, пока нас не увезли на «скорой» (плачет), в гостинице не было ни полицейского, ни охранника? - ?! От редакции: вопрос благовещенки надолго повис в воздухе. Четыре минуты 15 секунд Ян Цзе, переводчик представительства Ли Чжань, Елена Кравцова и Екатерина Киреева пытались ответить хоть что-то. Причем переговаривались они на китайском языке, забыв о правилах этики. Наталья Купрякова: - Не утруждайтесь. Я ответ на свой вопрос получила. Что значит усиленная охрана по-китайски? Ничего! Существуют ли в Китае тарифы на оказание медицинских услуг? Я это к чему спрашиваю... Когда мы, истекающие кровью, просили помощи (плачет), китайские врачи сказали: нужны деньги. «Сколько?» - «Много!» - «Сколько?» - «Сколько есть». Это нормальная постановка вопроса? Сколько было, все отдали, но в итоге квалифицированной медицинской помощи не получили. Я не говорю, что это было сделано специально - ошибаться врачи могут везде. Тем не менее я по вине китайских медиков чуть не умерла (плачет)... Татьяна Петрова, свидельница резни в гостинице "Международная": - Когда ее вывозили, оставался только час - иначе было бы поздно... Так сказали врачи нашей областной больницы. Мы отдали все что было - более 10 тысяч рублей. Ян Цзе: - Вы можете сделать запрос в наше представительство? А мы вам конкретно ответим. Корр. «АП»: - Я их неделю уговаривала участвовать в нашей встрече. Так они не хотели вспоминать весь тот ужас... Наталья Олеговна, вы ездили потом в Китай? - Первый раз поехали на следствие. Всем нам позвонили из УВД поименно: такого-то числа быть в Хэйхэ. И если бы не наши связи, а выходили мы даже на председателя областного Совета народных депутатов, нас бы отправили без представителя УВД. И в Благовещенск нас на «скорой» привезли только после того, как наши друзья, родные этого сами добились. Почему в УВД не подумали, как мы туда после всего этого поедем? Дмитрий Беломестнов: - Поймите, сотрудник милиции - он здесь сотрудник милиции, а там вас должна охранять принимающая сторона. Елена Кравцова: - Находясь в КНР, вы, кстати, адвоката должны нанять только китайца, гражданина КНР. Дмитрий Беломестнов: - Многие россияне чувствуют себя в Китае слишком вольготно. Но это другая страна, другой менталитет. Надо еще со школы учить, как себя вести за рубежом. И нас, и китайцев тоже. В прошлом году в отношении китайцев на территории Амурской области было совершено 51 преступление, а ими - 41. За первый квартал этого года соответственно - 8 и 3 правонарушения, но со стороны китайцев в основном экономического характера. Пока не приняты действенные меры безопасности на межрегиональном уровне, мы бы порекомендовали вести себя осторожнее и российским, и китайским гражданам. Где взять деньги на экстренную медицинскую помощь? Есть фонды непредвиденных обстоятельств. Надо же своим гражданам помогать - это бесспорно! ЧС могут быть везде, откажутся возместить расходы родственники - спишите. Это же не миллионы, которые иной раз списываются. Екатерина Киреева, главный специалист-эксперт отдела департамента ЭРВС: - Надо повышать правовую культуру граждан в плане заграничных поездок. Подключать СМИ и пропагандировать цивилизованные выезды в составе тургрупп. Ведь кто пострадал в обоих случаях - неорганизованные туристы! Надо понимать: Китай - иностранное государство. Если что случилось, китайцы будут действовать по своим законам. Главное - своевременно сообщить о случившемся. Наталья Купрякова: - Вы опять о телефонах на сайте областной администрации? Я знаю, что это такое, а какая-нибудь доярка? Памятка с телефонами экстренных служб должна быть у каждого едущего в Хэйхэ. Константин Воронцов: - Проблема острая, поскольку конфликты, большие и не очень, продолжаются. Потому посещать Хэйхэ лучше в составе тургрупп. Здесь отвечаем мы, там китайская турфирма. Иначе человек не защищен, а если попал в экстренную ситуацию, то он один в чужом государстве. А один в поле не воин. Татьяна Петрова: - Я единственная из той группы, которая физически не пострадала. Хочу добавить по поводу медицинского обслуживания. Это был такой уровень, что горько вспоминать. Мы просили распечатку услуг, чеки. Нам категорически отказались дать квитанции. Мол, некогда или «твоя моя не понимай», хотя все понимали. Елена Кравцова: - Если возникла такая ситуация и вам не дали квитанции, надо тут же обращаться в областную администрацию, а мы - в Народное правительство с просьбой разобраться. Это нарушение с китайской стороны. Ян Цзе: - Выражаю желание, чтобы «Амурская правда», как главное СМИ в Амурской области, объективно рассказала, как ведут себя туристы в Хэйхэ, как работают наши службы экстренной помощи, что делается для безопасности российских граждан. Потом соответствующим ведомствам надо собраться, обсудить, если нужно - организовать в Хэйхэ постоянно действующий пункт первой помощи для россиян. Корр. «АП»: - Сколько бы мы ни ратовали за тургруппы, амурчане выезжали и будут выезжать в Хэйхэ самостоятельно. Есть такая категория людей, но есть и обязанность государственных структур заботиться об их безопасности. Скажите, Татьяна Николаевна и Наталья Олеговна, вы удовлетворены тем, что здесь услышали? Как, по-вашему, безопасно ли ездить в Хэйхэ? - Нет.

Возрастная категория материалов: 18+