Помню, как только нас погрузили в вагоны, сразу улучшился продовольственный рацион, хотя авиацию и так кормили неплохо: летный состав - по седьмой норме, а технический - по шестой. Это были высшие нормы питания в Красной армии. По вагонам горячую пищу обычно разносили на больших станциях, где меняли паровозы. Дорога в ад На станции Балашов в то утро скопилось четыре эшелона: авиачасть, эшелон с продовольствием, артиллерийская часть и зенитный бронепоезд. До линии фронта было еще 400 км. Так как это был день 25-летия Великой Октябрьской революции, то нам к обеду дали по 100 граммов. Разлили, приняли поздравление от старшего вагона и начали есть мясной суп с лапшой. Свист падающих бомб и пикирующих самолетов мы знали давно, еще с боевых учений, а тут вдруг так засвистело... Одна бомба попала в вагон артиллеристов. Кошмар - гора трупов! Другая влетела в вагон со сливочным маслом, так обломки ящиков с содержимым долетели даже до нас. Крики, стоны раненых. Народ в момент покинул станцию. Я увидел, как четыре пары «юнкерсов-88» пошли на второй круг. Открыли огонь зенитчики, охранявшие станцию, но самолеты шли очень низко, а снаряды рвались очень высоко. Немцы отбомбились второй раз и спокойно улетели. Один самолет выбросил что-то белое, похожее на голубей. Как оказалось - листовки, которые медленно опускались на станцию и город. Через некоторое время появились машины скорой помощи, стали собирать раненых и убитых. К счастью, у нас серьезно никто не пострадал. Были оглушенные и, конечно, перепуганные - все-таки первое боевое крещение. После объявления: «Войсковая часть 3069, по вагонам!» все поспешили на свои места. Ловкачи прихватили обломки ящиков со сливочным маслом и листовки - пригодятся для курева. По-немецки СССР - это... Уже в вагоне мы рассмотрели листовки. С одной стороны - портрет Сталина, по краям которого стояли четыре больших буквы - СССР. А мелкими буквами продолжение каждой большой напечатали так: «Смерть Сталина Спасет Россию». На обратной стороне был сам текст пропаганды. Дословно я не помню, но примерно так: «Русский человек! Вспомни, как этот изверг убивал твоих отцов и матерей, как он гноил в лагерях лучших людей... Если ты хочешь ему отомстить, то немецкое командование предоставит тебе такую возможность. Листовка является пропуском для перехода на нашу сторону». Немецкое командование отлично знало про репрессии тридцатых годов. А наши замполиты четко знали свое дело: мол, наоборот, мы мало уничтожили таких, как Тухачевский, Уборевич, Блюхер, Корк, и им подобных. Остались, дескать, еще предатели типа Власова, которые сдали в плен целые армии и заставили нас отступать. Нет живого места Вечером 7 ноября мы прибыли на узловую станцию Поворино, откуда шла единственная железная дорога на Сталинград. На ночь эшелоны с живой силой тут не оставляли: с наступлением темноты и до рассвета ее бомбили беспрерывно. В Поворине мы простояли минут 7 - 10. За это время воочию убедились, что живого места на станции нет. М. И. Новиков, механик самолетного радиооборудования 17-й воздушной армии, старший сержант. Благовещенск.

Возрастная категория материалов: 18+