В начале 90-х годов российские продавцы из-за нестабильности обменных курсов были вынуждены ввести новую валюту для расчетов - у. е. Но улучшение экономической ситуации в стране, снятие ограничений на расчеты в национальной валюте привели к тому, что цены перевели из долларов и евро в рубли. Чтобы укрепить свой имидж и «прописаться» на ценниках, валюте России потребовалось 15 лет. Самым заметным изменением стал прошлогодний переход тройки крупнейших операторов сотовой связи на рублевые тарифы. Постепенно от условных единиц отказались продавцы бытовой техники. Депутаты, принявшие поправки в закон «О рекламе», по сути поддержали наметившуюся тенденцию дедолларизации потребительского рынка в России. Хотя трудно сказать, что жители Приамурья чувствовали избыток рекламы с ценами в иностранной валюте. - Такая тенденция была в центральных регионах, - рассказывает программный директор ТК «СТС-Благовещенск» Анна Репина. - У нас большинство компаний изначально предпочитали указывать цены в рублях. Сегодня уличить в использовании у. е., долларов, евро или юаней можно разве что продавцов автомобилей и туристических туров. Но и они обещали к 1 июля исправиться. - Пока у московских туроператоров стоимость путевок указывается в долларах или евро. Поэтому для расчетов мы пересчитываем ее в рубли по курсу Центробанка, корректируя на 1 - 2%. А в рекламе предпочитаем вообще цены не указывать, - рассказали корреспонденту «АП» в фирме «Моисей». Хотя не все компании слышали о предстоящих изменениях. Представитель одного авиационного агентства выразил недоумение: «Стоимость авиабилетов устанавливается международной транспортно-клиринговой системой. По какому курсу указывать в рекламе цену перелета, если уже завтра курс валюты может измениться?» На случай несогласия с рублевой ценой в поправке к закону указано: «В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте». Правда, критерии такой «необходимости» не раскрыты. Как говорят эксперты, такой перевод из одной валюты в другую может привести к «раздвоению» цены. Замечено, что курс перевода в рубли для рекламных целей, как правило, значительно превышает установленный Банком России. Возможно, с 1 июля в рекламе авто и туров за границу указания на цену попросту исчезнут, чтобы компаниям не брать на себя ответственность за постоянно колеблющиеся курсы валют. По аналогии с банковской рекламой: когда требования к ее содержанию ужесточились, кредитные организации вовсе отказались приводить процентные ставки по кредитам или вкладам. Между тем рекламные издания первыми займутся «перевоспитанием» населения. Так, в редакции газеты «2 х 2» отметили, что будут принуждать клиентов приводить в объявлениях цены в рублях или сами их корректировать.

Возрастная категория материалов: 18+