Но как этому предприятию удалось выжить тогда, когда вокруг, в том же Белогорске, банкротились другие перерабатывающие заводы и фабрики, когда на наш рынок хлынули продукты из бывших республик Союза, Китая, не говоря о самой России? Ответ и здесь прост и понятен: благодаря верности традициям. - Мы все делаем только из натурального сырья, - объясняет генеральный директор Сергей Соколов. - Не удлиняем сроки хранения за счет всевозможных стабилизаторов, улучшителей, разрыхлителей, консервантов и прочей «химии». Наверняка кто-нибудь из переработчиков упрекнет нас в отсутствии современного рыночного подхода. На что я и весь коллектив комбината скажем: «Зато наша продукция всегда свежая и узнаваемая». Ведь мы из года в год работаем строго по технологиям, четко соблюдаем ГОСТы, утвержденные еще в советское время. Однако в консерватизме, в неумении реагировать на изменчивый потребительский спрос обвинять Сергея Васильевича не нужно. В его защиту говорит многое. И в первую очередь - постоянно растущий ассортимент продукции (более 20 наименований пряников, чуть меньше - напитков) и увеличивающийся объем производства (на 3 - 4 процента ежегодно). Ширится география поставок (белогорские пряники продаются и в Якутии). Растет количество торговых точек в Амурской области, где реализуются изделия ОАО «Горпищекомбинат». Здесь успешно освоен выпуск многих новинок. К примеру, производят козинаки, любимые взрослыми и детьми именно из-за натурального сырья, хлебный квас, который поставляется в торговую сеть области в кегах. Пользуются спросом соломка, кисели из плодов и ягод (более десяти наименований). Список этот будет неполным, если не упомянуть всевозможные лимонады, которые, разумеется, тоже делаются без консервантов. Даже в традиционном пряничном «меню» предприятия появились новинки. - Подтягиваемся за модой, - замечает генеральный директор ОАО «Горпищекомбинат». - На западе России стали выпускать пряники с начинкой, а мы чем хуже? Закупили японское оборудование и стали изучать, что больше нравится покупателям: молочная, фруктовая, шоколадная начинка или с кокосовой стружкой? Первые три пришлись по вкусу амурчанам, а вот использование экзотического кокоса... не в духе национальных традиций - никак не сочетается эта «стружка» с русскими пряниками. Слово потребителя для нас - закон. Как и любое другое предприятие с такой солидной биографией, горпищекомбинат за свои 70 с небольшим лет пережил немало трудностей. На памяти многих сложные 1990 - 1992 годы, когда искусственно была развалена госторговля, а значит, и сложившаяся десятилетиями система сбыта. «Мы вмиг потеряли рынок, но нас знали и ценили амурчане, и потому мы выжили». «Областная и городская администрации комбинат постоянно поддерживают. Предоставляются льготы на электроэнергию, оказывалось содействие при строительстве крахмально-паточного цеха. Теперь у нас свой крахмал имеется, и сельчанам помогаем реализовать даже мелкие, резаные клубни картофеля. До двухсот тонн таких отходов идет в переработку». «Вы не были в нашем магазине? Загляните туда обязательно - семь дней в неделю торгуем, и всегда там покупатели толпятся. Это как барометр покупательского спроса нашей продукции». Таких высказываний, наполненных гордостью за свою работу, немало в моем блокноте. Как, впрочем, и названий различных дипломов и почетных грамот за победу в конкурсах лучших работодателей, лучших предприятий. Есть в кабинете Соколова даже серебряный знак организаторов смотра «100 лучших товаров России», которого удостоены здешние пряники. К этим профессиональным наградам недавно прибавился еще и почетный диплом администрации области за второе место в конкурсе за звание «Лучшее предприятие Амурской области» по итогам 2006 года. - Так оценен труд всех 80 работников горпищекомбината, - итожит Сергей Соколов, - но в первую очередь тех, кто не одно десятилетие жизни отдал родному предприятию. Это трудовая династия Кучеренко (мать Галина Андреевна и сын Виталий Викторович), Галина Ивановна Лепешкина, проработавшая у нас почти полвека, и ее дочь Ольга Петровна Кирдячкина, а также Надежда Андреевна Жукова... У всех нас впереди большой объем работы: интерес к инородным сладостям и напиткам, бум на китайский товар уже прошел. Амурчане все больше предпочитают покупать свое, амурское, и чтобы без всякой пищевой «химии». Да и летом спрос на нашу продукцию повышается - такова многолетняя практика. Мария Никитина. Белогорск.