Сейчас, когда всем уже известно, кого поцеловал Гарри в фильме и не умер ли он случаем в книжке, пациент постепенно возвращается в сознание. Самое время, внимательно посмотрев картину (так уж сложилось, что для нашего поттеромана кино все-таки важнее, чем произведения уважаемой писательницы), обнаружить в ней не только неудержимое взросление главных героев, но и другие, куда более интересные вещи, ради которых отчасти и затевался весь этот сыр-бор. Выбраться из мантии «Орден Феникса», пятый фильм о храбром замкнутом мальчике со шрамом на лбу, получился наиболее противоречивым этапом серии. С одной стороны, продюсеры проекта решили, что на одной только супертроице Гарри — Рон — Гермиона выехать уже не удастся, и по старой доброй голливудской привычке затащили в проект пару знаменитостей. Надо заметить, что и Хелена Бонем-Картер, и Гэри Олдмен никаким пятном в глаза не бросаются, а выглядят очень и очень достойно, тем более что в этой части всех персонажей, кроме Гарри, показывают очень даже немного. С другой же стороны, фильму трудно отказать во взрослении, которое происходит параллельно с возмужанием главных героев. Негативных эмоций этот факт уже ни у кого не вызывает, более того, пойди Warner Brothers по пути «Пиратов Карибского моря», снимая по два-три фильма о Поттере одновременно, неизвестно еще, куда бы эта тропинка завела. А так — растут детки, растут бюджеты, растет размах. Плюс адекватное появление тем, которых просто не могло быть в первых частях «Гарри Поттера», типа любовь, ревность, политика и прочие недетские мотивы. Так что на смену распахнутым глазам, поломанным по неопытности палочкам и непременным соревнованиям по квиддичу явились политические интриги в руководстве Хогвардса и настоящее революционное подполье среди его учеников. На фоне вышеупомянутой истерии фильм смотрится на ура, особенно для человека, не страдающего данной формой душевного расстройства. То есть непонятно, чего все с ним так носятся, но понятно, за что уплачены наличные деньги. Налицо актерская игра, спецэффекты и даже захватывающий сюжет. В список недостатков можно включить сжатие многостраничного труда госпожи Роулинг (где-то между 700 и 800 страницами) в полтора часа игрового времени. Не очень внимательному зрителю, не осилившему книгу, некоторые вещи будут просто непонятны, но это уже издержки, без которых очень трудно обойтись самому изощренному режиссеру. В общем, без особого триумфа, но свою твердую четверку с претензией на высший балл «Орден Феникса», безусловно, заслужил, и с этим согласятся самые разные зрители. Другой вопрос, что популярность парня пугающе растет вместо того, чтобы идти на спад. Съемки шестой части уже в разгаре, и нам ее покажут в ноябре будущего года, и бедняге Редклиффу, который настолько горит желанием снять с себя мантию чародея, что в других своих актерских выступлениях обнажается полностью, по всей видимости, придется дотянуть эту лямку до самого конца. Сердце мага Если третью часть саги с уверенностью можно назвать самой мрачной и чуть ли не готической, то пятая получилась самой насыщенной в плане событий и персонажей. И при всей своей кажущейся бесхитростности (ну подумаешь, тучи снова сгущаются над школой магов, лорд Волдеморт, которому, похоже, вообще не суждено угомониться, сгущается тоже, среди школьников образуется пара секретных орденов, а преподаватели норовят подставить друг дружку) винегрет получился очень даже богатый. И зритель порой не успевает следить одновременно и за политической жизнью, и за чудесами (ибо какой же «Гарри Поттер» без чудес?), и за чувствами главных героев, утаить которые в мешке детской дружбы уже не представляется возможным. И к кульминации, когда все поединки и козни шатко и валко примчатся к восхитительной финальной сцене, может появиться вполне законное желание остаться на следующий сеанс. Хотя как раз главная псевдоинтрига фильма, с поцелуем Гарри Поттера, этого самого повторного просмотра абсолютно не заслуживает, и вообще, его выбор любой мужчина в столь юном возрасте счел бы как минимум странным. Но сердцу мага приказать так же сложно, как и сердцу магла. При этом «Орден Феникса» никак нельзя назвать абсолютно выбивающимся из общего русла сериала. Все про тех же и про то же, и даже удивительно, как это зрительский коллективный разум не устает в пятый раз шляться вместе с героями по местам боевой славы. Думается, что в этом все-таки есть какая-то хитрая магия, потому как если бы, например, Чарли в пятый раз предпринимал экскурсию по шоколадной фабрике, то сколько бы Джонни Депп ни корчил из себя полоумного, зал бы все-таки огорчился и взвыл. А тут нет, подлинный интерес, полное внимание, а рецептик прост — в каждую новую серию добавляешь одну, ну максимум две комнатушки Хогвардса, о которых все или не знали, или забыли. И пожалуйста — очередной блокбастер, и даже Азкабан в подробностях показывать не надо, жирно будет, сами представят, не маленькие. Еще один несомненный плюс картины — интересные персонажи второго плана. Именно на их редко появляющихся в кадре плечах фильм выезжает к положительной оценке. БонемКартер уверенно проходит сквозь стены, Олдмен — это вообще без комментариев, потому как Олдмен и есть, да и среди соучеников Поттера появились заметные лица, которых раньше было не видно за вечно расстроенной физиономией Рона Уизли. Радует и тот факт, что блондинистый маленький (впрочем, уже не маленький) мерзавец Драко Малфой наконец-то перестал мнить себя врагом Гарри номер один и постепенно начал сползать к роли будущего номенклатурщика, каковым является и его желчный папаша. А то даже обидно за парня было: хмурится, зубы сжимает, планы какие-то вынашивает странные — то ли весь мир захватить, то ли Гарри в постель крапивы подсунуть, а в конце является какой-нибудь здоровенный василиск, и вся малфоевская слава снова ему под хвост. Где справедливость? Не судите строго А в целом даже и непонятно, за что ругать фильм. Во-первых, общество, похоже, начисто забыло, что в первую очередь это кино для детей или для тех, кто хочет побыть ребенком в течение полутора часов независимо от реального возраста. И поэтому мрачность третьей части гораздо неуместнее насыщенности и некоторого занудства пятой. В истории о Гарри Поттере есть все необходимое для детской сказки и для американского кино — тоже. Поэтому когда взрослые тети и дяди, которые частенько не берут на сеанс собственных детей, чтобы спокойно насладиться всей этой магической и прекрасной чепухой, всерьез ворчат о неважных спецэффектах, плохой игре молодых актеров или нелогичности сюжета, это выглядит достаточно забавно. По этой схеме фильмы типа «Гостьи из будущего» или «Приключений Электроника» тоже явно не выдерживают никакой критики. В конце концов, машина времени там похожа на напольные весы, Вертер по-идиотски одет, а встреча Сыроежкина со своим искусственным близнецом вообще вряд ли состоялась бы. Несмотря на то что «Гарри Поттер» является полноценным фильмом, с немаленьким бюджетом и хорошими сборами, ему все-таки полагается скидка. Хотя бы за то, что в нем насилие и жестокость достаточно умело спрятаны за картонным, бутафорским образом абсолютного Зла, которое, в отличие от обычных людей, больше ничего и не умеет, кроме как пакостить. Попытки примерить ту же психику героев на реальный взрослый мир приводят к мозговому ступору. Угрюмо-замкнутый Гарри, который, впрочем, всегда может очаровательно улыбнуться без особого ущерба для имиджа. Зацикленная на прилежании и догрызании гранита Гермиона, в которой силком удерживается симпатичная девочка в пубертатном периоде. И переполненный комплексами — от внешности до стыда за собственную семью — «храбрец» Рон Уизли в качестве то ли неудобного, но нужного чемодана, то ли полноценного товарища и волшебника, но в очень отдаленной перспективе. О преподавателях вообще говорить не приходится — таких педагогов не то что к детям, к пэтэушникам подпускать противопоказано. Плюс школа, в стенах которой постоянно обнаруживается всяческая пакость, способная не только вызывать отвращение своим внешним видом, но и умертвить зазевавшегося школяра. Смотреть «Орден Феникса» надо с таким же легким сердцем, как когда-то «Философский камень». Ведь были же времена, когда пожилые мужчины и женщины не напяливали на себя черные мантии и четырехугольные головные уборы, готовясь отстоять ночь-другую в очереди в книжный магазин за очередной книжкой. Были времена, когда зритель не знал по именам никого, кроме трех главных героев, и не впадал в депрессию, не увидев в фильме сцены, которая «так здорово и к месту была прописана в книге». Расслабьтесь. Это всего лишь сказка, из разряда тех, которые делаются руками вполне серьезных и опытных людей для того, чтобы в кинотеатрах не было скучно и однообразно. И не пропустите следующую серию. «Принц-полукровка», знаете ли, не фунт изюму.