Активное строительство речного флота во второй половине девятнадцатого столетия шло благодаря развитию золотодобычи на реках Шилке, Аргуни, верхнем Амуре, Зее, Селемдже и появлению на берегах деревень, сел, станиц. Строительство КВЖД, торговля с Китаем, заселение русскими среднего и нижнего Амура тоже шло через Благовещенск с его речным флотом. Мечтали о каналах к океану Уже в начале двадцатого столетия амурский флот по мощности, тоннажу, численности судов был вторым в России. Шло ежегодное пополнение первоклассными пароходами. Прошли капитальный ремонт флагманы Амура - пароходы бельгийской постройки «Барон Корф», «Цесаревич», «Джон Коккериль». Вышли на линии «Сормово», «В. Алексеев», «Канавино», «Люкс», «Боткинский»... В эти годы прослеживается тенденция объединения пароходств в крупные компании, строятся планы расширения судоходства в Амурском бассейне. В 1914 году состоялся первый съезд судовладельцев Амура. Разрабатывались планы крупных землечерпательных работ, сооружения судоходных каналов. Проектировали даже соединить каналами ряд рек Дальнего Востока с выходом к Тихому океану. Планам не суждено было воплотиться в жизнь. Гражданская война нанесла невосполнимые потери Амурскому речному флоту. Благовещенск быстро терял свое значение как основная база флота. В войну пароходы и баржи топили и жгли японцы, белые и красные, причем на всем длинном фарватере Амура и на его притоках. Потери эти стали считать уже в мирное время, впрочем, данные были очень скудные и противоречивые, потому что полуофициальные, отрывочные - по рассказам очевидцев или полученные от третьих лиц. По данным 1911 года, считается, что в бассейне Амура ходило 320 самоходных судов и 367 барж. Однако до 1917 года флот ежегодно регулярно пополнялся, в том числе большим пассажирским, грузопассажирским, буксирным транспортом. Флот уменьшился вдвое В марте 1918 года флот был национализирован, но фактически национализация прошла только на бумаге. В том же году началась интервенция японцев, и организация «Амурский национальный флот» прекратила свое существование. В двадцатом году, после восстановления советской власти, национализации флота не было: государству по секвестру были переданы суда Амурского общества пароходства и торговли (АОПиТ) и принадлежащие Министерству путей сообщения России. Флот частников продолжал активно действовать. На базе АОПиТ создано управление «Амурский государственный водный транспорт» (АГВТ). Начался сбор разбросанных по Амуру судов, но многих недосчитались. Только большие пароходы «Боткинский», «Граф Амурский», «Духовской», «Экватор», которые были захвачены белыми и угнаны в Уссури, возвратились в Благовещенск. Стало известно, что в 1918 году на Союзовском перекате сож-жен и затоплен пароход «Жептуга». 16 сентября 1918 года из Благовещенска ушли «Мудрец» и «Хинган», но у села Суражевка их путь был прерван японцами, пароходы обстреляны. «Хинган» красные взорвали, чтобы судно не досталось японцам, а «Мудрец» сожгли оккупанты. У г. Зеи обстрелян белыми и сгорел «Телеграф». Такая же участь выпала на долю больших пассажирских, недавно построенных пароходов «Люкс» и «Канавино», от которых остались только стальные корпуса - сожгли японцы. Практически всю флотилию, принадлежавшую компании В. Алексеева с основной конторой в Харбине, увели на Сунгари. В Китай угнаны многие суда других судовладельцев. По докладу директора вновь образованного АГВТ (1920 год), это управление владело 111 единицами парового флота и 150 баржами. К этому количеству судов докладчик считает необходимым добавить частные суда Николаевской группы - 26 паровых судов, 10 барж и 26 моторов. Всего 300 паровых и непаровых судов, а в 1911 году их было вдвое больше. После конфликта на КВЖД в 1929 году часть судов из Харбина была возвращена Советам. В том году к правительству Маньчжурии предъявили претензии на 207 плавающих единиц флота (крейсеров, канонерок, пароходов, буксиров, барж). Из современных по тому времени новых пароходов возвратился из плена «Иван Опарин», который прошел капитальный ремонт и под наименованием «Карл Маркс» несколько десятилетий бороздил воды Амура. Людские потери Трудно подсчитать людские потери водников в Гражданской войне. Пароходы перевозили по Амуру, Зее, Сунгари и другим притокам партизан, отряды Красной и белой армий. Водники принимали активное участие в становлении советской власти, в боевых действиях. Вот несколько малоизвестных штрихов истории тех лет. 1918 год, в Хабаровске обосновалось правительство белых. Руководящий состав Советов бежал на пароходе «Барон Корф», но на пути к Благовещенску судно было перехвачено белыми и возвращено в Хабаровск. Все советские и партийные работники, бывшие на нем, и часть команды, сочувствующая красным, были расстреляны. Много водников ушло в партизаны, участвовало в штурме Волочаевской сопки и в составе частей Красной армии и партизан с боями гнало интервентов и белых из молодой страны Советов. После Гражданской войны восстановление флота на Амуре было крайне тяжелым и затяжным процессом. Уменьшение числа судов и грузооборота в портах Амурского бассейна привело к безработице среди водников. К декабрю 1922 года в очереди на работу числилось 47 капитанов, 98 помощников, 69 лоцманов, 34 боцмана, 121 рулевой, 480 матросов, 38 машинистов, свыше 440 человек других специальностей нижней команды, более 40 баржевых... С безработицей, конечно, справились, но после Гражданской войны амурская столица навсегда утратила свое первостепенное значение как центральная база речного флота Амурского бассейна. П. А. Лыхин. Пермь.
Благовещенск утратил славу речного флагмана
Страницы историиЗаселение и хозяйственное освоение территорий Приамурья происходило по рекам и их долинам. Как известно, железная дорога была подведена к бассейну Амура только к началу двадцатого века, а к Благовещенску лишь в конце 1913 года.
Фото: Архив
Амурская правда
от 17.08.2007
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии