Обучение осуществляется в 22 профессиональных училищах и 3 профессиональных лицеях по 52 профессиям начального профессионального образования, включающим в себя 67 профессий общероссийского классификатора профессий рабочих и должностей служащих. В целях стабилизации системы ведется планомерная работа по ее реформированию, наметился ряд позитивных тенденций. Прежде всего пересмотрен перечень профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в профессиональных училищах и лицеях, принимаются меры по оптимизации сети образовательных учреждений, открываются новые профессии. При этом основной упор делается на подготовку рабочих кадров для производственного сектора экономики. Большое внимание уделяется информатизации образовательного процесса. Число кабинетов вычислительной техники по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось на 5 единиц и составило 32 кабинета. Увеличилось число персональных компьютеров с 418 в 2005/2006 учебном году до 456 в 2006/2007. На один компьютер приходится в среднем 5,7 учащихся. Вместе с тем в серьезном обновлении нуждается материальная база мастерских: свыше половины станков и оборудования морально и физически устарели. Не обновляется и не пополняется машинно-тракторный парк, за последние 10 лет не было приобретено на учебные цели ни одной машины, трактора или станка. И здесь крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении образовательных учреждений современным оборудованием, сырьем, материалами; создании условий для использования базы предприятий всех форм собственности при организации производственного обучения и производственной практики учащихся. Примером такого сотрудничества может служить взаимодействие ПУ N 23 Благовещенска и ЗАО «Асфальт», ПУ N 3 Шимановска и ОАО «Кранспецбурмонтаж», ПУ N 11 Райчихинска и ОАО «Амурский уголь», ПУ N 29 Завитинска и СПК «Куприяновский», ПЛ N 27 Благовещенска и ООО «Россия» и «Паритет». Развитие социального партнерства стало приоритетом деятельности учреждений начального профессионального образования. В настоящее время с образовательными учреждениями сотрудничают в качестве социальных партнеров более 400 предприятий различных форм собственности, с которыми заключены и успешно реализуются договоры. Среднее профессиональное образование Система среднего профессионального образования охватывает все основные отрасли хозяйственной деятельности области: технические, образование, здравоохранение, финансы, торговля, сервис, культура, потребительская кооперация. Подготовка специалистов ведется по 66 специальностям. Для качественной подготовки специалистов и успешной адаптации их на рынке труда учебные заведения среднего профессионального образования ведут обучение и присваивают дополнительные рабочие квалификации: водитель автомобиля, тракторист-машинист, агрохимик, бармен, оператор ЭВМ, продавец, кассир и другие. Наибольшей популярностью у молодых людей пользуются профессии, связанные с техническим обслуживанием средств вычислительной техники и компьютерных сетей. Так называемые «железнодорожные» профессии также считаются довольно престижными: к примеру, в Свободненском техникуме железнодорожного транспорта конкурс на специальность «организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» составил 3 человека на место. В целом в 2006 - 2007 учебном году в учреждениях среднего профессионального образования обучалось 20 тысяч студентов, в том числе 14 тысяч по очной форме обучения, 6 тысяч - по заочной. В 2006 - 2007 учебном году второй раз был набор в объединенный Амурский педагогический колледж, который составил 480 человек. Впервые в 2006 - 2007 учебном году Амурский педагогический колледж провел набор 60 учащихся в педагогический лицей на базе 9 классов для способных и склонных к педагогической деятельности учащихся из отдаленных районов области. Управление инновациями С целью повышения эффективности и управления научно-инновационной деятельностью в области создан общественный Совет руководителей инновационных учреждений общего образования, который способствует развитию научной деятельности, оказывает поддержку педагогам в проведении научных исследований, изучает условия эффективного применения инновационных технологий в образовании. Управление деятельностью областных и муниципальных экспериментальных площадок осуществляет областной экспертный Совет по общему и профессиональному образованию, на котором проходят экспертизу программы опытно-экспериментальной работы учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, авторские образовательные программы, учебники и учебные пособия. В 2006 - 2007 учебном году Советом рекомендовано к реализации 30 авторских работ, представленных педагогами образовательных учреждений, также рекомендованы к применению учебные пособия по истории и географии Амурской области для обеспечения содержания регионального компонента общего образования, разработанные преподавателями БГПУ. Академическая наука и высшие учебные заведения Академическая наука области представлена шестью научно-исследовательскими институтами, основной целью которой является решение фундаментальных и прикладных научных задач в связи со строительством крупных промышленных объектов и освоения природных ресурсов Амурской области. За три года работниками академической науки было предложено к внедрению более 100 научных разработок. Управление и координация научных разработок осуществляется Амурским научным центром, ДВО РАН, который участвует в выполнении государственных научно-практических программ федерального и областного уровней, осуществляет международное сотрудничество с научными центрами и организациями из 12 стран дальнего и ближнего зарубежья. Вузовская наука представляет широкий спектр направлений и научных разработок. Только в БГПУ научно-исследовательская работа проводится по 30 комплексным темам. В последнее время активно разрабатывается направление по созданию единого информационно-образовательного пространства области. Преподаватели вуза активно участвуют в решении проблем по применению компьютерных технологий в образовании. Одним из показателей результативности научной деятельности ДальГАУ является проведение хоздоговорных обязательств более чем на 13587 тыс. рублей. Здесь в этом же году получено 9 патентов на научные изобретения и 5 положительных решений, в том числе авторское свидетельство, на сорт яровой мягкой пшеницы. В АГМА выполняется 98 научных тем, в том числе 5 комплексных научно-исследовательских работ, имеющих прикладное значение. В результате в практическое здравоохранение внедрено 125 новых методов диагностики и лечения заболеваний. Только за 2006 год получено 23 патента на изобретения. В течение 2003 и 2004 годов АмГУ участвовал в выполнении программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании», велись исследования по 5 проектам. В 2005 году сотрудники университета получили 10 грантов для выполнения исследований по программе «Развитие научного потенциала высшей школы». Одним из ярких направлений научной деятельности университета в последнее время является выполнение работ, связанных с социологическими исследованиями, развитием и обновлением специальностей, которые востребованы на региональном рынке труда. В целом основными задачами государственных органов различных уровней и общественности в отношении модернизации образования на территории Амурской области можно назвать следующие: - сохранение потенциала воспроизводства кадров специалистов; - формирование и структурирование рынка образовательных услуг по заказу государственных учреждений (в форме государственного заказа); - финансовая поддержка научно-исследовательского потенциала; - информационно-консультационная и научно-исследовательская поддержка. О. И. Лапицкий, министр образования и науки Амурской области.