На международные кинофестивали, честь нам и хвала, Россия привозит совсем другие фильмы - не имеющие отношения к продюсеру Шаталину (то есть Жигунову) и няне его разнокалиберных детей. И тем не менее нашему кино снова удалось превзойти все скептические и саркастические ожидания - черт оказался куда более неказистым и нелепым, чем его мог намалевать в своем сознании самый искушенный зритель. Как помочь прекрасной няне Скепсис, с которым вся страна готовилась к премьере «Кода», базировался на самых разных китах. В самом названии фильма очевидно просматривалось неуемное желание продюсеров вместить в короткое словосочетание как можно больше стереотипов made in Hollywood. И даже странно, что у них не хватило совести приплести к своему детищу Карибское море, Шрека, Человека-паука и какой-нибудь Орден феникса. Но и того, что в итоге озаглавило картину, с лихвой хватает для появления отчетливого ореола той самой погони за дешевизной, которая совершенно не к лицу проекту, призванному служить во благо патриотизма в РФ и за ее пределами. Впрочем, о патриотизме - потом. Все-таки удобнее повода для издевательств, чем персона народной любимицы Заворотнюк в роли суперагента, было не найти. Даже первые попытки Нелли Уваровой избавиться от навязчивого образа Кати Пушкаревой через серьезные роли, солидные интервью и прочие фотосессии не вызывали в зрительской среде такого неподдельного и долгого веселья. Няня Вика на наших глазах в течение полугода разводилась с мужем реальным, сходилась с мужем сериальным, а при этом еще и постоянно рассказывала о сложностях постановки драк с пусть и теряющим популярность, но все-таки знаменитым французом. Размах реалити-шоу перешел все границы. Скромняга француз что-то лепетал о замечательных детях партнерши по фильму и ее несомненных актерских качествах. Гораздо увереннее звучали телевизионные рассказы о небывалом бюджете - в четыреста миллионов российских рублей (тьфу на вас, традиционные доллары, все равно вы падаете), масштабных натурных съемках по всему миру, от Франции и Италии до Малайзии с Украиной, и прочих бонусах. В число бонусов, кстати, вошли такие достижения современного российского кино, как каскадеры из фильма «Такси», личный стилист Шэрон Стоун и даже гостиничный номер самого Сильвио Берлускони. Зритель, видимо, должен был как можно основательней готовиться к штурму кинотеатров, чтобы не ронять пальмы первенства и как можно скорее оказаться в числе счастливых соратников агента Дарьи в поисках таинственного кода. Вся эта затянувшаяся возня с рекламой собственного реквизита нисколько не обманула «хавающий пипл». Нельзя не признать, что даже те, нисколько не оправдывающие затраты на фильм сборы «Коду апокалипсиса» принесли зрители, в большинстве своем не питающие особых иллюзий в отношении его художественной ценности. Просто не терпелось пойти поржать и убедиться в правоте собственных представлений о том, что такое «один герой спасает мир» в настолько нелепой интерпретации. Методы шпионажа Конечно, со времен Исаева-Штирлица не рожала российская земля агентов, способных внедриться, закрепиться, изловчиться и спасти мир. Более того - спокойно согласимся с тем, что как минимум для кино основательные методы Максима Максимовича безнадежно устарели. Сегодняшний спаситель мира, располагающий приличным бюджетом, просто обязан, сражаясь с врагами, нанести этому же миру весомый ущерб. Даже если этот спаситель - стройная глазастая женщина. Но в умелых руках создателей «Кода апокалипсиса» любые методы превращаются в такое безобразие, что вся американская рать разведчиков и героев на этом фоне выглядит прямо-таки документалистикой. Сюжет «Кода» настолько же прост, насколько и насыщен бредом, и винить его авторов в этом просто рука не поднимается. Все, что им нужно было сделать, это сразу громко заявить, что данный проект ни в коем случае ни на что не претендует (поучились бы у Бондарчука), а преследует следующие цели. В очередной раз попытаться снять голливудский боевик среднего качества за российские деньги - это раз. Показать в нем, что наши спецслужбы не то что не хуже, а даже лучше всех «ихних» без разбору - это два. Освободить прекрасную актрису Анастасию Заворотнюк от образа Виктории Прутковской ныне и присно - это три. И таким образом снять с себя ответственность за все будущие недочеты, кальки и прочую бухгалтерию, которую так любят вести дотошные киноманы. А то получилось непонятно что с этим сюжетом. Террористы с крайне подходящими для этого рода деятельности именами крадут у раздолбаев-янки ядерные боеголовки, размещают их в четырех мегаполисах и в целом довольно-таки ловко и даже легко оказываются готовыми к концу света. К несчастью (то есть к счастью), между ними, словно между какими-нибудь русскими князьями и европейскими феодалами, тоже происходят междоусобицы, что позволяет несколько отсрочить время большого взрыва. Все остальное действо по большей части остается за героиней Заворотнюк и ее почерпнутыми из фильма «Эквилибриум» познаниями в области рукопашных и других видов единоборств. И вроде бы даже приятно, что американцам хоть кто-то утирает нос, особенно если этот «кто-то» - наш соотечественник. Но вот беда - веры в это ни на грош, вроде как наблюдать за героическими действиями полковника Клосса в старом сериале «Щит и меч». Ловко, зрелищно, местами даже чуть ли не оригинально - но к подъему волны неподдельного патриотизма в зрительном зале не приводит. Да и не могло привести. Во-первых, потому, что у терроризма нет национальности, это мы уже заучили наизусть. А во-вторых, о каком патриотическом всплеске речь, если нам с по-голливудски кретинским упорством показывают, как с террористами номер один-два-три, настроенными против всего мира, бьется женщина, пусть и тренированная, пусть и с помощью Оскара Кучеры и всякой-разной техники, но все-таки женщина. Алекс не пишет Юстасу шифровок. Он предпочитает убирать противников сугубо собственными силами, и это может вызвать здоровый смех, но никак не гордость за отчизну. Лиха беда начало И уже совершенно неясно, зачем в «Коде апокалипсиса» снимался корифей Владимир Меньшов, не так давно озвучивший, причем очень громко, свое отношение к фильмам, позорящим нашу страну. Гесер - он, конечно, личность солидная, и в паре «Дозоров» ему немного тесно, но на этот раз он выбрал себе не самую подходящую компанию. Хотя бы потому, что по сути своей картина Вадима Шмелева - это настольный набор штампов, который, возможно, и не помешает режиссеру, претендующему на создание нашего ответа Голливуду, но только в том случае, если в этом ответе есть хоть что-то, помимо этих клише. Какая разница, кто спасает мир подобным образом - и пусть уж лучше это будет Брюс Уиллис, нежели забывшая о возможностях мимики Заворотнюк, гармоничнее смотрится. Отсмеявшись, зритель все-таки понимает, что его в очередной раз попытались отловить на голый крючок - взять хотя бы мимолетную, но приблизившуюся к культу сцену в душе, из-за которой на «Код апокалипсиса» пришла немалая часть мужской аудитории. И раздражение, только-только улегшееся после двух «Параграфов 78», снова набирает силу. Чем нам гордиться и где брать веру в то, что отечественный кинематограф обладает чувством жанра, если его плоды далеки от банального чувства меры? Причем авторы умудряются продемонстрировать свою гипертрофированную любовь к проверенным методам в нескольких бодрых сценах, где летают вертолеты и стреляют пулеметы. Все остальное время фильма отведено под отточенное занудство, в котором обреченно вязнут и романтическая история, и тревога «наших» за «нашу», и актерское мастерство Венсана Переса, и вообще весь сюжет-бюджет этой претенциозной картины. Надеюсь, что таинственный «Фонд поддержки патриотического кино», гордо красующийся в продюсерах фильма наравне с Сергеем Жигуновым, не истратил всех своих средств на один фильм про бомбы, взрывающиеся от телефонного звонка. Теперь на основе «Кода» можно устраивать ежегодные (а то и чаще) вариации на эту тему. Шаблон готов. В следующий раз мир будет спасать, например, прапорщик Шматко, а противостоять ему будет... да та же Шэрон Стоун, чтоб лишний раз не заморачиваться со стилистом. Только представьте, какие дивные сцены битв можно будет увидеть в этом шедевре - спасенный мир содрогнется до основания. Только на этот раз, чтобы не останавливаться на достигнутом, террористы должны пытаться взорвать сразу земное ядро. А лучше всего -вступить по этому поводу в сговор с инопланетными разумными жуками, чтобы обеспечить фильму хорошую кассу. В любом случае, мы снова посмотрели, как не надо делать кино, если у тебя есть хорошие деньги. Нет-нет, мы их не считаем, и даже верим, что многое действительно влетело авторам «Кода апокалипсиса» в копеечку. Проблема в том, что пока некоторые патриоты склонны играть в подобные игры, за ними нужен глаз да глаз. Тут уж, действительно, без няни с хорошими рекомендациями не обойтись. А за повод сходить в кино создателям фильма - огромное и искреннее спасибо.

Возрастная категория материалов: 18+