Поскольку конференция проходит в рамках Новиковских чтений, работники музея каждый год стараются находить что-то новое об этом человеке. В этом году такой находкой стал дневник основателя музея Г. С. Новикова-Даурского. - Эту общую тетрадь принесла нам радиожурналист Антонина Токмакова, - рассказывает заместитель директора музея Елена Иванова. - Журналистке дневник когда-то дали для подготовки радиопередачи, и с тех пор тетрадь хранилась у нее. Григорий Степанович делал записи в 1959 - 1961 годы. Судя по дневнику, в последние годы жизни Новиков-Даурский вел огромную переписку по всей стране - с историками, археологами, учеными, ветеранами, краеведами. Кроме того, он готовил к печати свои труды, писал по просьбе издательства исторические очерки. - Амурское книжное издательство запланировало в 1960 году выпуск его очерков по истории Амурской области, - продолжает Елена Викторовна. - Григорий Степанович сдал более 20 очерков. Книга вышла в 1961 году, когда Григория Степановича уже не было в живых. Рецензентом выступил профессор БГПИ, с которым у Новикова-Даурского были расхождения во взглядах на многие вопросы гражданской войны, революции 1905 года. На часть очерков Малышев наложил резолюцию: не печатать. Интересно было бы теперь найти эти отклоненные рецензентом работы. Любопытен взгляд Новикова-Даурского на некоторых исторических личностей. В этом году конференция была посвящена двум датам -100-летию начала строительства Амурской железной дороги и 95-летию окончания изыскательских работ Амурской экспедиции 1909 - 1912 годов. В конференции приняли участие историки и краеведы не только из Приамурья, были гости из Хабаровска и Биробиджана. Очень глубокий доклад, проводящий параллель между событиями столетней давности и сегодняшним днем, подготовил доктор исторических наук профессор БГПУ Николай Шиндялов. - 100-летие дороги прошло незамеченным, и это нам показалось исторически несправедливо, - говорит директор музея Елена Пастухова. - Тема актуальна для экономического и социального развития Амурской области. С учетом нашей географической отдаленности от Центральной России очень многое зависит от того, насколько эффективно транспортное сообщение с центром. Параллельно с возведением железной дороги шел процесс заселения региона - дорога и «везла» людей, и давала им работу. Историки считают, что задачи столетней давности - заселение восточных территорий и создание транспортных артерий - актуальны и сегодня. Недаром Правительство России обратило на развитие Дальнего Востока особое внимание. Исторический опыт, накопленный за сто лет, становится востребованным. - Отдаленность региона отрывает сознание населения от генетической памяти и культуры, от общероссийских процессов, - продолжает Елена Пастухова. - Обращение к 100-летнему историческому опыту - интересно и полезно. Не все доклады были связаны напрямую с темой дороги. Мы хотели показать комплексный процесс освоения и заселения Дальнего Востока и пути решения тех проблем, с которым правительство сталкивалось сто лет назад. В частности, организаторы конференции отмечают доклад Марии Вивдыч из БГПУ, посвященный одному из проектов Амурской железной дороги. Историк опирается на записку 1906 года, подготовленную А. Поповым, который недолгое время был губернатором Приамурья, и предпринимателем П. фон Розенбергом. Они предлагали построить железную дорогу за счет частного капитала. Но проект был отклонен. Дороге предписывалось стратегическое значение, и гарантии, что, построенная на средства купцов, в случае войны она будет перевозить войска, а не грузы, никто дать не мог. Поэтому в строительство были вложены средства из госказны, и ее создали по другому проекту. - Конференция была небольшой по формату, - подводит итог директор областного краеведческого музея, - но не была формальной. Наша задача - продолжать формировать историческое мировоззрение, и мы это делаем из года в год. Важно, что у нас звучала тема человека на Дальнем Востоке. Роль человека для Дальнего Востока особенно ценна - очень многое зависит от конкретных людей, от их самосознания и патриотизма.

Возрастная категория материалов: 18+