По всем прочим критериям фильм обязательно оказывается сюрпризом. На счету Скотта картины, которые не приходит в голову объединять под одним именем: «Бегущий по лезвию бритвы», «Чужой», «Гладиатор», «Хороший год» и, наконец, «Гангстер» — неоднозначная по всем статьям история преступления и наказания.
В кадре
Прочная связь режиссера Скотта с актером Расселом Кроу год от года становится все крепче — большого таланта и несдержанного нрава австралиец сейчас снимается в «Совокупности лжи», премьера которой намечена на этот год. Сам Ридли утверждает, что единственной причиной столь плодотворного сотрудничества является тот простой факт, что Рассел — лучший. Но, похоже, немаловажную роль здесь играет и опыт совместной работы, правда по отдельности оба они далеко не сахар и репутацию в Голливуде имеют соответствующую.
Эксперименты Скотта над актерским мастерством Кроу сродни лабораторным. Персонажи Рассела отличаются друг от друга всем, за исключением пола — но это, как показывает история кино, тоже вполне осуществимо. Бывший генерал-гладиатор и зануда-землевладелец на этот раз предстает в виде «неправильного» полицейского Ричарда Робертса, которому предстоит выследить и поймать не менее «неправильного» наркоторговца Фрэнка Лукаса (Дэнзел Вашингтон). Противостояние двух этих персон, между прочим, происходило в реальности в семидесятых годах прошлого века.
Итак, Лукас, которому, как ни крути, в этой истории отводится главная роль, после пятнадцати лет незаметной работы шофером одного нью-йоркского наркоторговца, после безвременной кончины работодателя решает сам взяться за этот сомнительный, но доходный бизнес. Принцип тихого омута срабатывает в этом случае безотказно — никому не известный чернокожий берет героинового «быка» за рога так, что конкурентам остается только удивляться и гневаться. Нью-Йорк, привыкший к разбавленному товару итальянских мафиози, вмиг переходит на чистый наркотик, который Фрэнк тоннами везет из Вьетнама на самолетах военной авиации. Простая схема работает как часы — клиентурой Фрэнка становятся все, кому нужен героин, ведь его «Блю Мэджик» не только на сто процентов чист, но и стоит дешевле, чем товар конкурентов.
Лукас ведет дело спокойно и тихо, не обращая внимания ни на угрозы тех, на чей рынок он столь нагло вторгся, ни на полицейские преследования. Деньги и связи, которых становится все больше, позволяют ему оставаться в тени. Пока он пристраивает в собственное дело своих многочисленных родственников и покупает баснословно дорогие подарки невесте, правосудие настигает его с совершенно неожиданной стороны.
Полицейский Ричи Робертс, которому все труднее оставаться честным копом, основательно запутался между семьей и работой — и то, и другое не приносит ему особого удовлетворения. Жена, уставшая от того, от чего обычно устают жены полицейских в американском кино, коллеги, которые не могут забыть ему миллиона немеченых долларов, доставленного им в участок, — все это накладывает серьезный отпечаток на его настроение и внешний вид. Но никак не на отношение к делу.
В результате команда, которую он тщательно отбирал по одному ему известным критериям, выходит на Лукаса, отслеживает весь механизм его бизнеса и в конце концов отправляет окончательно разомлевшего от собственной безнаказанности наркоторговца за решетку. К тому же Робертсу удается договориться с ним о сотрудничестве взамен на сокращение семидесятилетнего срока, и львиная доля наркополицейских Нью-Йорка меняет форму на тюремные робы. Неплохо для последнего дела в качестве обычного полицейского.
За кадром «Гангстер» — это в первую очередь своеобразный выход Скотта на поле, которое до этого принадлежало совсем другим мастерам кино. Со времен «Лица со шрамом» и до наших дней, когда «Отступники» становятся лучшим фильмом года, тема полицейских и воров муссировалась в американском кинематографе часто и подробно. Скотт, впервые обратившийся к этому жанру, вроде бы не привносит в него ничего нового, но, безусловно, создает заметный и качественный продукт, которому суждено не только стать предметом обсуждения американских кинокритиков, но и просто войти в историю мирового кинематографа.
При всей своей непритязательности фильм совмещает в себе и достаточно бодрую интригу, и параллельное развитие сюжета (с несколькими дополнительными линиями), и, конечно, любопытнейшее состязание двух главных актеров. Это наиболее интересная составляющая «Гангстера» — Вашингтон, которому досталась более примечательная роль, справляется с ней не так изящно, как Кроу со своим печальным полицейским. Фрэнк Лукас, при всей своей одиозности, в исполнении Вашингтона получился чересчур безразличным к происходящему вокруг него.
Большую часть картины наркоторговец проводит с таким скучающим видом, что кажется, будто бы схему наводнения нью-йоркских улиц чистейшим героином он придумал еще второклассником, и теперь ее осуществление не вызывает никакого интереса. С одинаковым выражением лица Лукас решает вопросы поставок, убивает несогласных и предлагает руку и сердце своей будущей жене. И это в какой-то момент перестает казаться обычной невозмутимостью — скорее неполным пониманием роли.
Кроу же, напротив, превзошел самого себя, совместив в своем персонаже несколько разных личностей, что обычно характерно для реальных людей и так редко для киногероев. Мягкий и нерешительный Робертс способен мгновенно перевоплотиться в жесткого и цепкого парня, и именно такой Ричи ставит ультиматум Лукасу без всякого предоставления времени на раздумья. При этом Кроу и Скотт время от времени резвятся, возвращаясь не только к легендарным картинам жанра, но и к уже сыгранным ролям австралийца. Когда Ричи Робертс задумчиво разглядывает стену, сплошь заклеенную фотографиями подозреваемых и донесениями полицейских, он ни дать ни взять Джон Нэш из «Игр разума».
Реальность событий, на которых основан «Гангстер», — вещь довольно сомнительная, как основной слоган картины «это случилось однажды в Америке». То есть существование Лукаса и Робертса под сомнение не ставится: они живут себе и не жалуются, но насчет самой истории этого не скажешь. Видимо, Скотту пришлось очень сильно адаптировать ее под свой замысел, потому в некоторых местах реальность искажается слишком сильно, чтобы зритель не замечал зловещей тени режиссера. Взять хотя бы презабавную тему дорогой шубы, благодаря которой в конце концов и попался Лукас, или подозрительное бессилие конкурентов чернокожего наглеца. Вряд ли итальянская мафия бездействовала бы, глядя, как ее вытесняют с насиженного места. И это не говоря уже об ужасающей недееспособности той части нью-йоркской полиции, которая еще не решилась получать внушительную прибавку к зарплате и смотреть на все происходящее сквозь пальцы.
Очередная американская крайность — в таких фильмах у Голливуда обычно все наоборот, каждый ребенок старше двух лет в курсе, кто стоит у руля городской преступности, но против этих могущественных негодяев вечно нет ни малейшей улики. Лукас, давно засветившийся как преступник невысокого полета, а значит, имеющийся в полицейских базах данных, толкает «Блю Мэджик» круглосуточно, да еще и позволяет себе стрелять в людей среди бела дня. Он перевозит все свое дикое семейство в город, покупает родичам дома, а честные полицейские гоняются за непонятными призраками с непонятными целями.
Таким образом, мы получаем очередную историю «как бы из жизни», сделанную умелыми руками из неплохого материала, но не лишенную очевидных недостатков. Оно и логично — работа над фильмом велась с 2004 года, сценарий успел полежать на полке и несколько запылиться. Чего явно не скажешь о режиссерском оке Ридли Скотта, продолжающего делать свое дело хорошо вне зависимости от выдумок и реальности.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии