На первый взгляд она касается только функций и работы органов власти, однако конечный результат административной реформы — создание эффективной системы государственного управления, которая сможет решить социально-экономические проблемы Приамурья и как следствие — повысить уровень и качество жизни населения. В нашей области реализация административной реформы началась с 2006 года. Уполномоченным органом по ее проведению определено министерство экономического развития и внешних связей области. Создана комиссия по проведению административной реформы на территории области, которую возглавил первый вице-губернатор Виктор Марценко. Об основных направлениях реформы мы попросили рассказать Антонину Сукач, начальника отдела финансовой политики министерства ЭРВС и секретаря комиссии.
Амбициозные задачи
Не секрет, что современное состояние государственного управления в России оставляет желать лучшего. По данным соцопросов, более 71 процента граждан отрицательно относятся к деятельности госслужащих, только 14 процентов удовлетворены качеством оказываемых государственных услуг. Издержки бизнеса на преодоление административных барьеров составляют порядка 8,5 процента выручки малых предприятий, а по индексу восприятия коррупции мы занимаем 90-е место, рядом с Мозамбиком и Танзанией (данные Transparency Inteational). По эффективности государственного управления Россия среди 209 стран занимает место в последней трети рейтинга (индекс GRICS). Все эти факты и послужили основным толчком к началу реализации административной реформы.
Понятно, что наличие неэффективного и громоздкого государственного аппарата будет сводить на нет все усилия руководства страны по проведению экономической и социальной политики. Правительство России, реализуя административную реформу, ставит амбициозные цели. Это вхождение России в первую тридцатку стран, эффективных в области предоставления государственных услуг, повышение к 2010 году степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг — не менее чем до 70 процентов, снижение к 2010 году доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке до 3 процентов. Основные цели и задачи административной реформы, сроки и этапы ее реализации определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах.
Основные направления
Административная реформа предусматривает работу по шести направлениям: внедрение результативных принципов управления в деятельность органов исполнительной власти, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции, стандартизация и регламентация исполнения государственных функций и предоставления услуг, повышение эффективности взаимодействия власти и общества, модернизация информационного обеспечения, обеспечение проведения реформы. Реформа направлена в первую очередь на создание оптимальной системы государственного управления: эффективная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.
Реформирование управления — это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций — не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости «потери» важных и необходимых обществу функций. Преобразования должны в том числе и способствовать сокращению административного давления на предпринимателей.
Управление по результатам
Это важнейшее направление административной реформы, которое предполагает внедрение программно-целевого бюджетирования, т. е. бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках этой концепции бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяются самостоятельность и ответственность получателей бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т. д.), приоритет отдается внутреннему контролю.
Министерство ЭРВС почти два года фактически осуществляет реализацию первого направления административной реформы — внедрение в органах исполнительной власти области принципов и процедур управления по результатам. Мы доводим до структурных подразделений правительства показатели результативности их работы, которые будут использованы для определения и корректировки объема бюджетных средств, предоставляемых ведомству на осуществление деятельности. Хотела бы обратить внимание на то, что это направление ни в коем случае не сводится только к оценке деятельности отдельных руководителей и отдельных органов. За ним стоит вся программно-целевая деятельность правительства области, начиная от долгосрочного прогнозирования, разработки стратегии, среднесрочной программы до годовых планов министерств по ее реализации. В дальнейшем планируется расширить практику управления по результатам путем оценки эффективности реализации полномочий органами местного самоуправления, так как все органы власти всех уровней должны работать с максимальной эффективностью.
Сегодня население часто проявляет недовольство качеством предоставляемых бюджетных услуг, так как не знает, в каком количестве и качестве они должны быть предоставлены. Из бюджета выделяются средства на финансирование отраслей социальной сферы в целом, а контроля за предоставлением конкретного вида бюджетной услуги не осуществляется. В области ведется работа по переориентации бюджетной системы на решение задач, непосредственно связанных с удовлетворением потребностей населения. Для этого потребовались внедрение новых методов планирования и оказания бюджетных услуг, а также переход от принципов финансирования сети бюджетных учреждений к финансированию реально востребованных населением бюджетных услуг. Для повышения их качества и доступности министерство сформировало перечень бюджетных услуг и разработало порядок оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в соответствии с прогнозом социально-экономического развития области. Разработан Закон Амурской области «Об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг». Формирование перечня бюджетных услуг дало возможность не только понять, что нужно населению, но и начать работу по оптимизации расходов бюджета исходя из полученной информации и результатов ее анализа. Оценка эффективности расходов включает в себя критерии качества бюджетных услуг, которые не могут быть едиными для всех видов бюджетных услуг. Разработана методика оценки качества бюджетных услуг путем проведения опросов общественного мнения, увязанная с оценкой качества услуг населением. К общим требованиям стандарта качества законом отнесены требования к квалификации исполнителей услуг, комфортность ожидания услуги, доступность услуги, информированность получателей услуг о времени, месте, правах, местонахождении исполнителей услуг, механизм обжалования действия лиц, предоставляющих услугу, и т. д. Важным условием этой работы является информированность населения о принимаемых стандартах качества предоставления бюджетных услуг.
Оптимизация функций
Административная реформа предполагает анализ выполняемых властных функций, как результат — выявление избыточных функций с последующей их ликвидацией. В 2006 году в рамках индикативной системы управления в области проведена оценка всех существующих функций и задач областных ведомств, определенных действующим законодательством Российской Федерации и внутренними документами учреждений. Также сейчас проводится работа по формированию Единого реестра функций органов государственной власти области. Ревизия государственных функций должна послужить основой для преобразования системы власти в регионе. Несомненно, определение структуры органов власти — процесс скорее политический, чем правовой и управленческий. Целью административной реформы является изменение технологий принятия управленческих решений, изменение управленческой культуры. Для повышения эффективности работы органов власти сформировано правительство Амурской области, созданы министерства.
Стандарты и регламенты
Это определенные требования к услугам, которые предоставляют гражданам и организациям государственные органы. Они также включают характеристики процесса, содержания и результата оказания конкретной госуслуги. Сюда входят, например, такие показатели, как время ожидания услуги. Мы должны однозначно уйти от многочасовых стояний в очередях, будь то получение социальных льгот, справки в БТИ и т. д. С внедрением стандартов связано принятие административных регламентов, представляющих собой обязательный для исполнения порядок действий органа исполнительной власти и должностных лиц в процессе предоставления государственной услуги (исполнения государственной функции). Внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов позволит четко прописать сроки оказания услуги, порядок выдачи документов и меру ответственности чиновников за их срыв.
Взаимодействие власти и общества
Следующее направление реформирования — повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности власти. В реализации данного направления областью уже проведена значительная работа. Взаимодействие власти и общества реализуется в рамках работающих общественных советов при губернаторе по развитию предпринимательства, реализации приоритетных национальных проектов и других. Принято постановление губернатора «Об утверждении порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства Амурской области». Регулярно проводятся общественные слушания проекта областного бюджета и отчета о его исполнении, проводится общественная экспертиза проекта закона об областном бюджете и налогового законодательства области. Разработан проект закона области «Об общественной палате». Планируется, что Амурская общественная палата будет работать над законами и программами вместе с депутатами Заксобрания и представителями областного правительства.
Также будет проводиться целенаправленная работа по снижению административных барьеров и развитию системы технического регулирования со стороны представителей федеральных контролирующих органов на территории области. Реализация административной реформы является сегодня одним из наиболее актуальных пунктов внутриполитической повестки дня в России. С успехом этой реформы многие государственные деятели, ученые, да и простые граждане связывают переход от косных, бюрократических традиций чиновнического правления к современным методам государственного менеджмента, основанного на защите интересов гражданина и минимизации участия государства в экономической жизни общества. Успех реализации реформы государственного управления должен определяться степенью готовности к их выполнению органов власти на местах, слаженностью их работы и ответственностью за результаты. Это и бюджетная реформа, и реформа местного самоуправления, и, главным образом, административная реформа. И от того, к каким результатам мы придем, зависит авторитет власти, а в преддверии выборов это немаловажно.
Напомню, информационные материалы о реализации меро-приятий административной реформы, все проекты документов, затрагивающие интересы отдельных граждан и бизнеса, оперативно размещаются на официальном сайте правительства Амурской области и в разделе «Административная реформа». Приглашаю всех заинтересованных не оставаться в стороне и принять активное участие в их формировании. В этом залог успеха реформы.
Мы ждем ваших предложений
Проекты нескольких регламентов госуслуг уже подготовлены и опубликованы для общественного обсуждения, разработка еще нескольких десятков включена в план работы на 2008 год. С этими документами можно ознакомиться на официальном сайте правительства Амурской области (amurobl.ru) в разделе «Административная реформа». Кроме того, любой амурчанин может высказать свои предложения и замечания по проектам регламентов. Они будут изучены специалистами и при целесообразности включены в документ. Свои письма можно отправлять по адресу: Благовещенск, ул. Ленина, 135, каб. 510, министерство экономического развития и внешних связей. Электронные адреса и телефоны указаны на сайте правительства.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии