Из-за этого местный бюджет теряет сотни тысяч рублей. Зеленый свет открыт для всех тындинцев, которые желают оформить имущество согласно закону. Теперь за это с горожан не будут просить перечислить деньги на специальный счет, как это было раньше. Как отнеслись к нововведению владельцы гаражей и что ждет от этого администрация Тынды, выяснял наш корреспондент. Сколько сегодня в столице БАМа всего построено гаражей, не знает даже главный архитектор города. Впрочем, в местном отделе архитектуры отвечают, что у них числится 4 792 гаража. На самом же деле по разным оценкам их количество приближается к десяти тысячам. То есть половина автомобильных домиков официально никак не оформлена. В архитектуру и органы юстиции люди обращаются только тогда, когда нужно продать гараж. Если в этом нет необходимости, то тындинцы предпочитали не легализовывать свое недвижимое имущество, так как знали, что в городской администрации за это потребуют немалые деньги.

У всех на слуху дело Валерия Савельева, который отказался платить высокопоставленным чиновникам администрации 50 тысяч рублей за то, чтобы оформить документы на гараж. Тогда на главного архитектора Тынды и первого заместителя мэра возбудили уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». После нескольких месяцев судебных разбирательств чиновников оправдали. Впрочем, на этом поборы не остановились: за нужную бумагу люди по-прежнему несли в мэрию деньги, потому что понимали, что без этого им вряд ли оформлять документы. С приходом нового мэра ситуация в корне поменялась.

— Не дай бог еще услышу про взятки! — заявил на одном из совещаний мэр Тынды Марк Шульц. — Блатные дела прекращаем по-хорошему, а то будет по-плохому.

Кроме этого, градоначальник призвал своих подчиненных с улыбкой встречать горожан в своих кабинетах и давать исчерпывающие ответы на все вопросы. На этой волне председатель думской комиссии по муниципальной собственности и землепользованию Марина Михайлова предложила провести гаражную амнистию, то есть по аналогии с дачной легализовать все постройки для автомобилей.

— Сегодня чрезмерно заволокичен процесс оформления документов в разных инстанциях, институту поборов и унижений уже обеспечено процветание, слишком разнятся правила игры для «черных» и «белых». То, что запрещено одному, положено другому, — говорит Марина Михайлова. — Добровольная регистрация всех гаражей позволила бы четко определить их количество и получить пусть небольшой, но незапланированный доход в городскую казну за счет оплаты аренды земли.

В среднем за один гараж в зависимости от площади и месторасположения владелец в год должен будет заплатить лишь около ста рублей земельного налога. Если умножить эту цифру на количество гаражей, то в итоге получается примерно миллион рублей. Небольшая, но все же прибавка для местного бюджета. Горожане готовы легализовать свое имущество и платить налог, если чиновники не будут ставить препоны при оформлении документов.

— У меня уже десять лет стоит гараж без документов. Я понимаю, что когда-то нужно будет все оформить, но, как узнал, сколько придется собрать бумаг и плюс еще заплатить взносы, решил оставить регистрацию до лучших времен, — объясняет автомобилист Андрей Воронцов. — Что касается налога, то он настолько маленький, что его можно хоть на несколько лет вперед заплатить.

В городской архитектуре после указания мэра сейчас охотно разъясняют процедуру оформления гаражей, а на телевидении в ближайшие дни даже состоится прямой эфир, где будут отвечать на вопросы тындинцев по гаражной амнистии.

— Человек, который хочет оформить в собственность незаконно построенный или незарегистрированный гараж, должен написать заявление на имя мэра, при этом приложить документ, подтверждающий его право на строение. После этого глава города дает указание отделу архитектуры и градостроительства выяснить, соответствует ли построенный гараж необходимым санитарным, пожарным и градостроительным требованиям. Затем нашими специалистами составляется проект границ, необходимый для того, чтобы оформить данный участок как землю под строительство. После чего составляется кадастровый план. После проведения этих процедур гараж можно регистрировать как частную собственность, — рассказывает Анатолий Семенов, главный архитектор Тынды. Пока в отделе архитектуры ажиотажа нет, люди не спешат оформлять документы. Но если будет окончательно выработан упрощенный механизм регистрации и горожане на себе почувствуют все преимущества гаражной амнистии, то поток владельцев недвижимого имущества может резко возрасти. Для законных собственников гаражей открываются дополнительные возможности: строение можно внести в качестве залога в банк при получении кредита, обменять или продать. Тында.