Не подходи - облучит - Вы к нам? - спросили журналистов «АП» прямо с порога, то есть со шлагбаума, грузового направления международного пункта пропуска Благовещенск - Хэйхэ. - На «шайтан-машину смотреть»? Получив пропуска, мы бесстрашно ринулись навстречу жужжащему и, на первый взгляд, ничем не примечательному автобусу. При внимательном рассмотрении машина оказалась не такой уж обыкновенной. Внутри нее находится кабина оператора, разглядывающего на компьютерном мониторе внутренности «препарируемого» грузовика. Сбоку у чудо-аппарата - большая рамка. Именно под нее заезжают фуры, и затем их пропускают через рентгеновские лучи. Водители грузовиков в буквальном смысле остаются в стороне от осмотра - они оставляют свой транспорт и ждут снаружи, пока операция не закончится. - От аппарата исходит мощное излучение, поэтому водителю нельзя находиться в кабине грузовика, - рассказал главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Алексей Шмидт. - Видите, и наш водитель закрывает окна во время работы машины - кабина и операторская будка здесь со специальной защитой от излучения. Вокруг ИДК - санитарная зона 30 на 50 метров, обозначенная красной линией. Во время работы аппарата находиться внутри зоны нельзя: «детей не будет» - пугают инспектора таможни. В команде, обслуживающей «шайтан-машину», работают четыре человека: Двое операторов, которые, сидя в кабине, «высматривают» возможные беззакония внутри фур: человек, координирующий работу машины за пределами санзоны (именно он по рации говорит заветное: «Поехали!»), и водитель, управляющий автобусом, который и прогоняет сквозь рентгеновскую рамку стоящие грузовики. Если в санитарной зоне во время осмотра заметят человека, координатор с пульта нажатием одной кнопки может отключить рентген. ИДК может перемещаться как обычная машина - на то он и мобильный. Его при необходимости могут использовать и на других пунктах пропуска, но пока этого делать не собираются - объемы перевозок не те. На благовещенском посту он нужен больше всего: через него проходит около 95 процентов всех грузов, пересекающих амурско-китайскую границу. Управлять ИДК непросто - для этого сотрудники проходили двухнедельное обучение в Санкт-Петербурге и во Владивостоке. «Им даже курс лекций по ядерной физике читали, чтобы объяснить принципы работы ИДК», - сообщил нам заместитель начальника отдела досмотра Благовещенского таможенного поста Игорь Черенков. За красной линией К рамке подъехала фура, доверху загруженная макулатурой. Нас прогнали за красную линию. И вот «поехали» сказано - и рентген-машина, «запев», действительно поехала. От свиста аппарата китайский водитель, поджидавший в стороне, нервно вздрогнул. Вся процедура осмотра занимает пять минут. Пиликанье прекращается, и мы поднимаемся в операторскую узнать, что нашли внутри машины. На экране - хребет грузовика и его внутренности. На черно-белом изображении, понятном только специалистам, внутри однотонной серой массы вдруг проступают черные пятна. «Неужели засекли контрабанду?!» - обрадовались мы. Инспектор невозмутимо просит открыть пленку, покрывающую машину. Увы и ах - «контрабанда» оказалась прессованным картоном. - Мона? Намана? - спрашивает успокоенный водитель. - Можно-можно, нормально, - отвечает инспектор и показывает рукой, куда ехать. - Хулигана нету? - не унимается китаец. - Нету, - улыбается в ответ сотрудник таможни. В день аппарат пропускает через себя от двух до 12 машин, в зависимости от грузопотока, хотя возможности позволяют ему проверять до 25 машин в час. На площадке появляется другая фура, и уже другой китаец с подозрением поглядывает на попискивающую технику. «Чисто!» Тайное станет явным По всей стране пункты пропуска приводят в соответствие с международными требованиями. Россия всеми силами стремится попасть в ВТО, и появление ИДК на границе обусловлено, кроме всего прочего, и этой причиной. Задача машины - сократить время осмотра грузов, а значит ускорить их переход через границу. Комплекс - помощник в борьбе с контрабандистами. Со сканером сподручнее находить тайники, не тратя времени на разгрузку транспорта. Правда, пока гроза контрабандистов не поймала ни одного нарушителя - все как в воду канули с тех пор, как она заработала на границе. «Притихли», - говорят на таможне. - Мы когда только испытывали ее - делали пробные осмотры, - китайцы уже косились, - с улыбкой рассказывает Игорь Черенков. - А теперь и вовсе боятся. Всего за прошедшие шесть месяцев на грузовом направлении благовещенского поста возбудили 33 административных дела по фактам попытки провоза незадекларированных товаров, за этот же период прошлого года - 29 административных производств. Незаконно пытаются провезти в основном сотовые телефоны, шкурки пушных зверей, а также обувь и подсолнечное масло. По словам Игоря Николаевича, через просвечивающую рамку проходит не весь грузопоток, а лишь около 30 процентов. - Если транспорт вызывает подозрение, то его пропускают через ИДК, - говорит заместитель начальника отдела досмотра. - Если нет, то ограничиваются визуальным осмотром. Сейчас через комплекс в первую очередь идут фуры со скоропортящейся продукцией - фруктами, овощами. Подозрительные машины опытные инспектора выявляют «на глаз». Есть у них свои приметы, которые журналистам, да и никому, кроме специалистов, «знать не полагается». На наших глазах за 15 минут рамку преодолели три многотонных грузовика. Раньше на осмотр фуры в среднем уходило по 20 минут. Операцию проводили с помощью подручных средств - зеркал на палочке, фонарей, и прочих чудес техники. Поток импорта из Китая в разы больше, чем вывоз из Амурской области. К нам везут в основном продукты, промтовары, а вывозят макулатуру и металлолом. За полгода через грузовое направление Благовещенского поста прошли 11,6 тысячи тонн грузов. За первое полугодие прошлого года - 14 тысяч тонн. Сокращение грузопотока связано с тем, что с этого года через благовещенский пункт пропуска запретили вывоз леса-кругляка - эти функции переданы другим постам области. Это не последнее нововведение на Благовещенской таможне - сейчас там формируется своя кинологическая служба. Собаки будут целенаправленно разыскивать наркотики, прогуливаясь и среди пассажиров, и на грузовом направлении. В соответствии с приказом ФСТ такие службы в этом году должны появиться во всех таможнях России. Поэтому сегодня на нашей таможне идет подбор кадров для новой службы: как собачьих, так и человеческих.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии