С появлением рыночной экономики в начале 90-х годов практически каждый амурчанин в душе мечтал стать предпринимателем, чтобы не зависеть от придирчивого работодателя и при этом получать солидный доход. Одни свою мечту реализовали, другие же поняли, что стоять за прилавком, тягать на себе баулы, давать взятки им не по душе. Таким людям пришел на помощь сетевой маркетинг. Тот же бизнес и доход, но уже без прилавков, баулов и взяток. Пришедшая из Америки система зарабатывания денег сразу же привлекла тысячи жителей Приамурья. Философия вокруг хлебницы Сегодня в области работают распространители продукции десятков различных фирм, которые предлагают практически все, начиная от посуды и заканчивая таблетками. Среди наиболее известных - «Орифлейм», «Цептер», «Амвей», «Мэри Кей», «Вижион». Большая часть торговых марок зарегистрирована за рубежом, откуда пришла в Россию вместе с невиданной раньше схемой распространения товаров. Продукция этих фирм не продается в магазинах, купить кастрюлю со свойствами сохранения при варке всех витаминов или шампунь, от которого волосы растут с космической скоростью, можно только у людей, являющихся консультантами. Стать представителем торговой марки и распространять товары за определенный бонус может каждый, хотя у некоторых фирм есть определенные требования. Например, «Мэри Кей» - производитель косметики и средств по уходу за телом - приглашает в свои ряды только женщин. Такова философия компании. - Главная цель сетевого маркетинга - создать широкую сеть распространителей: чем она больше, тем выше доходы лидеров филиалов. Например, в области появился консультант косметической фирмы Х вместе с каталогами и образцами продукции. Имея на руках цветные альбомы и пробники, консультант сначала предлагает косметику своим родственникам, друзьям, знакомым. Как правило, треть людей «клюют» на яркие картинки, приятный запах и перспективу стать самым красивым, - рассказывает Ирина, лидер сетевой фирмы. - Следующий этап - перевод этой части клиентов в консультанты. Такой статус, с одной стороны, дает в среднем 30-процентную скидку на продукцию, с другой - вменяет обязательства реализовывать определенное количество товара в месяц. В свою очередь новоиспеченные консультанты могут привлечь других людей. За пару месяцев сеть разрастается с одного человека до нескольких сотен. Первый, занявший нишу фирмы Х, получает наибольший доход, так как ему автоматически перечисляется часть бонусов от продаж остальных консультантов. В Приамурье крупные компании, работающие в сетевом маркетинге, уже имеют тысячи консультантов в каждом городе и районе. Представителей привлекают стабильный доход, который можно получать без отрыва от основной работы, и всевозможные подарки от фирмы, покупателей - доставка товара прямо домой или на рабочее место и качество предлагаемой продукции. - Сегодня рынок перенасыщен косметикой, посудой, лекарствами. С экранов телевизоров идет столько рекламы, что уже трудно чем-нибудь удивить людей. Компании-сетевики прежде всего делают ставку на качество и определенные свойства предлагаемой продукции, -объясняет Виктория, менеджер по продажам. - Взять, к примеру, посуду для хранения продуктов питания, которую распространяет наша компания. Хлебница стоит полторы тысячи рублей. На первый взгляд - дорого, но мы сразу же говорим о ее свойствах: благодаря особым материалам хлеб в ней остается свежим и мягким несколько дней. Этот фактор играет решающую роль: людей это привлекает, и они готовы заплатить в 5 раз больше только за эти особенности. Бриллиант в обмен на веник - В сетевом маркетинге большую роль играет психология, ведь здесь товар предлагает не случайный продавец, а друг, родственник, знакомый, - говорит психолог Ольга Смирнова. - К ним доверия гораздо больше. Потом консультант говорит, что продукция проверена, в доказательство предлагает совершенно бесплатно клиенту испытать ее свойства: убрать мусор с грязной дорожки с помощью чудо-веника, накрасить губы помадой премиум-класса или выпить воды из-под фильтра с ультразвуковой очисткой. Ожидания покупателя оправдываются, и он уже не смотрит на ценник. И потом, зачастую консультанты всегда оперируют здоровьем. Сценарий таков: вода в городе с химикатами, а наш фильтр ее настолько очищает, что она становится чуть ли не витаминизированной и полезной для организма. Лицо в морщинах, а наш крем сделает вас моложе минимум на 10 лет. Фильтр за 40 тысяч рублей, веник за тысячу евро: деньги здесь роли уже не играют. Посмотрите на консультантов производителей косметики. Они всегда выглядят очень хорошо и своим видом внушают доверие, заставляют нас поверить в чудодейственные свойства крема от морщин или таблетки для похудения. При, казалось бы, очевидных плюсах сетевого маркетинга для покупателя, больше всего в нем выигрывают распространители. Как правило, доход от проданной помады или стирального порошка составляет треть от их стоимости. Например, розничная цена шампуня 1000 рублей: 300 рублей идет продавцу, остальная сумма перечисляется на счет компании, которая уже различными способами мотивирует своих консультантов работать лучше. Над системой мотивации в сетевых компаниях работают десятки ведущих менеджеров, которые изобретают различные схемы для привлечения распространителей. Большинство фирм делают акцент на благородные металлы, камни и автомобили. Одна из известных косметических компаний лучшим консультантам-лидерам сначала вручает бриллиантовые броши, а потом и различные модели «Ford». В Приамурье сегодня живет несколько обладателей бриллиантов и авто, которые они получили благодаря своим способностям убеждать людей покупать продукцию определенной торговой марки. - Даже в небольшом городе работа консультанта может приносить в месяц доход до 100 тысяч рублей, при этом не нужно отмечаться на проходной ровно в 8 утра и отсиживать до 5 вечера, здесь свободный график. И потом - сетевой маркетинг предполагает совмещение с основным местом работы, - рассказывает лидер Елена Васина. - Я вступила в ряды распространителей косметики по совету подруги. у нас в отделе работает много женщин, поэтому стабильный сбыт продукции мне обеспечен, а соответственно, и дополнительный доход. Секты или зомби? Еще одна особенность сетевых компаний - поддержание корпоративного духа. Не случайно в каждой фирме существует своя философия. Бизнес-мысли регулярно озвучивают на различных семинарах, которые проводятся в региональных центрах и столице в лучших отелях с приглашением звезд эстрады. Руководители представительств иностранных компаний стараются таким образом показать всю красоту жизни, то, к чему нужно стремиться. Раз в год такие встречи устраивают за границей в привлекательных местах Европы или Америки. Отдых на Мальдивских или Канарских островах на двоих - это тоже одно из поощрений, активно используемое в сетевом маркетинге. - Из всего этого получается, что за броши, автомобили, острова, артистов платит клиент сетевиков, покупающий мыло или кастрюлю. Сразу же возникает вопрос: а какова себестоимость этой продукции? На мой взгляд, реальная цена шампуня, который продается за 500 рублей, не более 50, а накрутка в 1000 процентов идет уже от компании, раскинувшей свои сети по всему миру, - делится Иван, противник сетевого маркетинга. - Но больше всего здесь настораживает то, что эти компании похожи на секты. люди, вступившие туда, превращаются в зомби: они постоянно говорят о своей фирме, безукоснительно выполняют все ее требования и со временем полностью подчиняются идеям основателя компании. По мнению других, философия сетевых компаний вовсе не должна настораживать, ведь в целом она не несет негатива. Более того, настрой на красивую жизнь, стремление зарабатывать, добиваться высоких результатов помогают многим подняться на определенную высоту, изменить подход ко многим вещам. Чего многим так не хватает. А то, что это делается с помощью сковородок и отбеливателей, может быть, не так и важно.

Возрастная категория материалов: 18+