Здесь еще помнят времена, когда вся боевая подготовка сводилась к несению караульной службы - топливо было в дефиците. Сегодняшние многочисленные ухабы на лесных просеках - признак того, что танки в боксах не застаиваются. Накануне Дня танкиста в этом убедился корреспондент «АП». Угроза империализму Тридцатитонный символ Варшавского договора, угрожая 115-миллиметровой пушкой и крупнокалиберным пулеметом на башне, пару минут маячит меж деревьев, потом фыркает густым шлейфом выхлопных газов и скрывается в куще. Через десяток секунд легендарный Т-62 возвещает о своем агрессивном настроении душераздирающим ревом. О его приближении свидетельствуют треск многочисленных сучьев и столб пыли вперемешку с листвой поваленного кустарника. Из леса тяжелобронированный военный внедорожник не выкатывается, а несется, сминая на своем пути абсолютно все. Небольшая речушка по курсу - не преграда. Танк даже не пытается тормозить, а нагло выдавливает водоем из берегов, вызывая фонтаны брызг. Останавливается он так же стремительно, как еще мгновение назад игнорировал ямы, ухабы и форсировал реку. В свое время его появление в войсках было столь же революционным, как и судьба не менее легендарного Т-34 во время Второй мировой. Т-62 и сейчас мелькает в хрониках зарубежных конфликтов на территориях Ближнего Востока, Африки и Азии. Понятно, почему «шестьдесят-двойка» десятилетиями действовала на нервы многочисленному забугорному вероятному противнику и именовалась грозой и мощью Советской армии. Для нас «холодная война» позади, но ветеран отечественного танкостроения по-прежнему резво бегает и, по словам экипажа, очень даже неплохо поражает цели на стрельбище и воображение окружающих. - Более глубокие водоемы преодолеваются прямо по дну, а на подготовку машины к такому походу требуется не более получаса времени. То, что вы сейчас наблюдали, рядовое занятие, а конкретнее - контрольное упражнение номер один, или так называемое вождение в составе экипажа, - докладывает командир танковой роты 61-го отдельного танкового батальона в Свободном Роман Надеждин. - Вы совершенно правы: сегодня на вооружении Российской армии стоят машины гораздо более позднего поколения. Парк Вооруженных сил продолжает активно обновляться современной техникой, но, положа руку на сердце, с Т-62 мне будет жаль расставаться. Это один из самых простых и надежных танков, которые как нельзя лучше закаляют характер молодых бойцов, делают из них настоящих танкистов. Батальон, в котором служит Роман, из полка прикрытия границы. Отсюда и задача - быть в постоянной боевой готовности, поэтому слаженности экипажей - особое внимание. Контрактников немного - в качестве профессионалов предлагают продолжить службу лишь лучшим из числа «срочников». Будущих контрактников обязательно дополнительно тестируют вне зависимости от их достижений во время срочной службы, прогоняют через систему профессионального отбора, присматриваются к чисто человеческим качествам. Последние, как никакие другие характеристики, влияет на успех всего подразделения. - Я в батальоне ровно десять лет, - отвечает тезка ротного, механик-водитель Роман Кузютин. - Самое сложное, пожалуй, ответственность за экипаж. На дороге всякое бывает, приходится думать о жизни и здоровье тех, кто позади меня. Как на подводной лодке В танке хоть и тесновато, но все предельно взаимосвязано. Меткость наводчика напрямую зависит от профессионализма механика-водителя, точно рассчитывающего время и позицию на короткую остановку для выстрела. Заряжающий неправильно дошлет снаряд в ствол, опять же - задержка и лишний шанс для успеха врага. При этом все смотрят в рот командира экипажа - субординация как на подводной лодке. Обстановка тоже. - Да тесно, да темно, да железо кругом, но клаустрофобии нет, - вновь улыбается в ответ на каверзные вопросы командир роты Надеждин. - Мы ведь в танке не поодиночке, плечо товарища чувствуется в любой ситуации. - Почему в кино все танкисты чумазые, а ваши за день занятий только ботинки запылили? - не унимаются журналисты. - У нас тоже бывает, как в кино, - откровенничает комбат Алексей Рощенко. - Танк - это в первую очередь машина и, как любой механизм, не застрахован от поломок. Приходится по локоть в смазке часами ковыряться. Поэтому танкистам, помимо повседневного камуфляжа, выдается специальный комбинезон. Кстати, в наших Вооруженных силах у механиков-водителей повышенные нормы довольствия на средства гигиены. Не смейтесь - это особенность нашей службы, и мыла они действительно получают больше других. Другой момент - частота поломок целиком и полностью зависит от профессионализма механика-водителя. От него, помимо всего прочего, еще хорошая выносливость требуется. Для Амурской области характерны многочисленные подъемы и спуски, каждый километр ландшафта - сплошные неровности. При этом рычаги в танке - не руль, и педали гораздо жестче, чем в иномарке. Человек на всем протяжении пути находится в постоянном физическом напряжении. Отбор в танкисты предусматривает ограничение по росту - двухметровый солдат в башне не поместится, но всячески приветствуется недюжинная физическая сила. Представьте: вес штатного боеприпаса от 22 до 27 килограммов, заряжающий в одиночку надорвется их поднимать, правда в танках позднего поколения такой должности совсем нет - там автоматика заряжает. Поэтому в загрузке боекомплекта в танк (несколько десятков снарядов) участвуют все члены экипажа, невзирая на должности и звания. - Перепиской после срочной не ограничимся, обязательно будем в гости к друг другу наведываться, - хором отвечают якуты Иван Атласов и Сандал Винокуров. До дембеля обоим всего месяц. Земляки, а познакомились только здесь, теперь друзья - не разлей вода. Уверяют, рассказов о службе домашним хватит надолго. - Стрельба штатными боеприпасами нам особенно запомнилась, - продолжают служивые. - Танк аж подпрыгивает! А когда водишь его, то, кажется, твоей мощи никто и ничто противостоять не сможет. Шутка ли тридцатитонной махиной управлять! Танкист - это настоящая мужская работа, которой можно гордиться. Тема интернационализма в батальоне - тема особой гордости. По словам комбата, здесь служат люди 19 национальностей. Тува, Якутия, Кавказ... Кого только не встретишь! - У нас грузины с осетинами не просто живут под одной крышей, а всячески поддерживают друг друга, - напоследок говорит командир батальона. - По-другому в танке не выжить. Тем более что все мы служим в Российской армии. Свободный.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии