Дорога будущего Северная Корея, несмотря на свою близость к российскому Дальнему Востоку, для нас по-прежнему остается экзотической страной. Экзотику во многом сформировали идеи чучхе, а вместе с этим и политический режим, который вот уже больше полувека действует в Корее Ким Чен Ира. Главный смысл этой идеологии - создать для местного населения видимость хорошей жизни и полностью оградить его от внешнего мира и всех веяний, идущих извне. Россию от Северной Кореи отделяет река Туманган на юге Приморского края. Единственная связующая нить - железнодорожный мост между русским Хасаном и корейским Туманганом. Сегодня корейские железные дороги во многом похожи на наши начала 30-х годов: тонкие ржавые рельсы, необтесанный брус вместо шпал, ручной перевод стрелок. Возить грузы по такой железной дороге, конечно, можно, но с черепашьей скоростью и по несколько вагонов. Что и делают корейцы. В советское время по этой железной дороге в сутки проходило несколько составов с грузами, сегодня - всего несколько вагонов. ОАО «РЖД» поставило перед собой и корейскими коллегами задачу вернуть прежние объемы грузоперевозок. Российские железнодорожники предложили министерству железных дорог Северной Кореи создать совместное предприятие по реконструкции 54 километров стальной колеи от приграничной станции Туманган до порта Раджин. Но одного желания в отношениях хоть и с дружественной нам, но все же с самой закрытой страной мира, недостаточно. Потребовалось больше десяти лет, чтобы прийти к решению объединить усилия для решения экономических, а возможно, и политических задач. В прошедшую субботу в Тумангане был дан старт этому важному политическому и экономическому проекту. На торжественную укладку первого звена железной дороги в отдаленный поселок приехала представительная российская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел России Алексеем Бородавкиным, президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным, губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. С корейской стороны участие в церемонии принимали министр железных дорог, а также представители дипломатических миссий в КНДР: Польши, Чехии, Болгарии, Малайзии и других стран. - Этот проект позволит привлечь на Транссибирскую магистраль из стран Азиатско-Тихоокеанского региона до 100 тысяч контейнеров. Кроме этого, будет создан самый протяженный в мире евро-азиатский железнодорожный коридор, - заявил на митинге в Тумангане Владимир Якунин. - Возможности по перевалке грузов в наших портах недостаточны, поэтому мы ищем новые варианты привлечения грузов на железные дороги России. Строительство порта Раджин в Северной Корее - первый шаг в этом направлении на Дальнем Востоке. - Мы очень рады, что реконструкция железной дороги началась в год, когда отмечается 60-летие установления дипломатических отношений между нашими странами, - заявил в ответ министр железных дорог Северной Кореи Чен Гиль Су. - Корейский народ верит, что этот проект продолжит нашу многолетнюю дружбу, начавшуюся еще со времен советского союза. Реконструкция корейской железной дороги до порта Раджин предусматривает строительство новой совмещенной колеи, рассчитанной как на российский стандарт (1520 мм), так и северокорейский (1435 мм). Четырехрельсовую нитку уложат для того, чтобы сократить время прохождения контейнерных поездов через границу при смене колесных пар. Уже осенью следующего года первые поезда с корейского Раджина должны прийти в Россию. Контейнерные экспрессы дадут дополнительную работу и амурским железнодорожникам: потребуются локомотивные бригады, сопровождение грузов. Цензура без границ Несмотря на видимое гостеприимство, делегация российских журналистов, в числе которых и корреспондент «АП», ощутила строгую цензуру в КНДР с момента пересечения границы. Это ощущение не покидало их все 6 часов, которые корреспонденты провели на северокорейской земле. - Когда мы пересекли границу и корейские таможенники зашли в вагон, в первую очередь они обратили внимание на наши газеты. Мужчина в штатском попросил нас достать с верхней полки «Комсомолку», после чего стал досконально изучать каждую страницу. Наткнувшись на женщину с оголенной грудью, таможенник жестами попросил спрятать газету подальше, что мы сразу и сделали, дабы не вызывать гнев и дальнейший просмотр российской прессы, - делится Игорь Ванников, корреспондент из Приморья. - Мы знали, что в Корее запрещены мобильные телефоны, но для нас сделали исключение и разрешили взять свои «трубки» с собой. Правда, толку от них все равно не было, так как мобильной связи там нет. В целом же корейские таможенники и пограничники довольно дружелюбные люди и с радостью на русском языке приветствовали российских журналистов. Когда ставили печать в загранпаспорте, говорили: «Хорошо», а за помощь в произнесении русских фамилий благодарили словом «спасибо». Кроме СМИ из России, свое желание приехать в Северную Корею выразила и съемочная группа немецкого телеканала «ZDF», но в последний момент поездка была отменена. Однако в списках делегации корреспонденты из Германии все же значились, что заставило корейцев привлечь людей, которые бы отслеживали каждый шаг немцев. Представители корейских спецслужб по несколько раз заходили в вагоны и автобусы с просьбой отозваться журналистов из Германии. Но найти немцев так и не удалось. Такое внимание связано с тем, что это европейское государство входит в североатлантический альянс, который по инициативе США причислил Северную Корею к странам, несущим угрозу безопасности в мире. Российскую делегацию приветствовала выставленная за несколько часов до митинга массовка из женщин в вечерних платьях и мужчин в черных костюмах и белых рубашках. Наших журналистов они встречали по стойке смирно с российскими и корейскими флажками. Увидев такую неожиданную картину в отдаленном северокорейском селе, операторы по очереди с корреспондентами стали фотографироваться с кореянками и просить их подарить корейский флаг. Большинство посчитало, что именно флаг станет единственным сувениром, привезенным из Северной Кореи. Проводив официальную делегацию сразу после окончания торжественной части, журналисты еще несколько часов провели в Тумангане. В поселке, окруженном кукурузными полями, единственной достопримечательностью стал сувенирный магазинчик. Тряпичные куклы и глиняные зверушки продавались за российские деньги - примерно 300 рублей за одну статуэтку. Правда, большинство «акул пера» вдохновилось корейскими виски за аналогичную цену. Пообщаться с местными жителями, удивленными стаей иностранных журналистов, не удалось. Жителям КНДР вступать в диалог с гостями из-за рубежа строго запрещено - общение возможно только в присутствии представителей спецслужб. Изучив специфику корейской железной дороги и записав свои впечатления на телекамеры, до заката российские корреспонденты покинули страну утренней свежести. С надеждой вернуться через год - уже на открытие железной дороги. Туманган, Северная Корея.

Возрастная категория материалов: 18+