Церковь сама свидетельствует о нем как о своем члене, как о чаде Божием, за которого она потому и молится, и верит, что эта молитва тщетной не останется. Поэтому отпевание усопших по положенному чину имеет очень важное значение как для умерших, так и для живых. Являясь последним напутственным молитвословием со стороны Церкви в отношении к ее усопшему чаду, отпевание своими трогательными и умилительными песнопениями дает богоугодное направление для скорби живых, потерявших своего близкого. Но такое торжественное и уставное совершение чина отпевания возможно только в храме, который, может быть, созидался и благоукрашался на пожертвования усопшего и в котором он - еще живой, - может быть, получал утешение в скорбях и тяготах земной жизни и освящался благодатью церковных таинств и общественной молитвы. Но если раньше, в дореволюционные годы, отступление от канонических требований к совершению отпевания было исключением, то сейчас, в наши дни, такое отступление возведено чуть ли не в общее правило. Отпевание редко совершается в церкви, а больше на дому, в ритуальных залах, в гражданских и ведомственных учреждениях. Как следствие, сам чин отпевания не производит должного духовного воздействия на молящихся и не передает той высокой торжественности, какой должен быть удостоен усопший православный христианин. У людей невоцерковленных считается: главное, что нужно сделать (разумеется, кроме погребения), - это поминки, на которых должно быть много чего съедено и еще больше выпито. При этом, чтобы все успеть ради таких поминок, просят предельно сократить отпевание, совершить его наскоро в морге, больнице или других светских учреждениях. Родные усопшего торопят священника и говорят, что, дескать, на все про все есть полчаса и т. д. Сегодня стало предельно недобрым обыкновением не возить усопшего в храм, а совершать заочное отпевание, послав на него какого-нибудь дальнего родственника, и прийти потом за землей и за разрешительной молитвой. Но заочное отпевание в Церкви существует только для тех случаев, когда объективно невозможно отпеть усопшего: моряка, утонувшего в море; воина, погибшего в бою, чье тело безвестно пропало; заключенного, умершего в тюрьме. Заочно отпеваются и те усопшие, которых невозможно привезти в храм для отпевания из-за большой удаленности от церкви или из-за их атеистически или сектантски настроенных родственников. Тогда да, уж лучше заочное отпевание, чем вообще никакого. Нынешняя действительность, - когда черное называется белым, а белое черным, когда грех фактически объявлен нормой жизни, - располагает человека не к духовному деланию, а к реализации своих различных земных притязаний. Однако, когда заканчивается земной путь человека, его душа нуждается единственно в правильном церковном поминовении, которое приносит великую отраду и утешение и живым, и усопшим. И если мы желаем быть достойными хотя бы называться православными, тогда должны, вопреки духу века сего, стремиться в меру своих сил исполнять духовные законы и требования Святой Церкви Христовой. И одно из таких канонических требований следующее: усопший православный христианин должен отпеваться в храме и более нигде.
В последний путь – из храма
ОбществоВ словах чинопоследования отпевания Церковь призывает нас к тому, чтобы наша скорбь по почившему дорогому нам человеку была скорбью христианской, т. е. основанной на уповании и надежде на милосердие Божие. Однако главный смысл отпевания - это предстательство Церкви перед Господом за усопшего.
Фото: Архив
Амурская правда
от 06.12.2008
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии