Вопрос № 1. Почему именно на налог на прибыль? Гибкость регулирования размера ставки между двумя уровнями бюджетной системы сыграла на руку властям. До поправок ставка налога 24% делилась в соотношении 6,5 и 17,5% между федеральным и региональным бюджетами. После снижения ставки и «путинской поправки» 3 декабря от 20% налога центру «досталось» всего 2%, тогда как субъектам - 18%. Вряд ли инициаторы могли бы также «полезно» для региональных властей поправить иной налог или сбор. Есть и другой аргумент в пользу избрания этого налога: в условиях кризиса неминуемо произойдет снижение налогооблагаемой базы, так как многие предприятия просто недополучат прибыль, а то и вовсе окажутся на грани выживания. В такой ситуации снижение ставки не сыграет решающую роль в снижении налоговых доходов бюджета. Говорить о том, что выбор этого налога был непредсказуемым, наверное, неверно. Ранее чиновники не раз заявляли о возможности пересмотра ставок. Хотя в первом ряду среди кандидатов на снижение всегда стоял НДС. Бизнес-сообщество выступало также за послабления по ЕСН. Однако эти налоги слишком «дороги» для государства. Коснись премьер ЕСН или НДС, это вызвало бы слишком много дискуссий и разногласий. Похоже, государство выбрало налог на прибыль именно из-за простоты процедуры его снижения и наименьшей болезненности. Некоторые бизнесмены уже раскритиковали такое решение, указав на краткосрочный и поверхностный эффект такого подарка от государства. Стоит заметить, что позиция авторитетного МВФ по данному вопросу совпала с мнением наших законодателей: на фоне уменьшения за последние 15 лет российской НДС-ставки во многих развитых странах данный налог, напротив, вырос. По данным исследования МВФ, опыт этих держав показывает, что куда более существенный эффект по влиянию на развитие бизнеса дает снижение налога на прибыль, а не на добавленную стоимость. Вопрос № 2. За чей счет налоговые подарки? В масштабах государства бесплатные подарки для налогоплательщиков - это исключение из правил. Еще в 2007 году замминистра финансов России Сергей Шаталов в интервью журналу «Налоговые споры» заметил: «Снижать налоги без уменьшения бюджетных расходов практически невозможно. Резервов нет». Стоит напомнить, что налог на прибыль наряду с подоходным являются бюджетообразующими. Так, по итогам 2007 года на долю налоговых доходов консолидированного бюджета пришлось 70%, из них 30% были обеспечены поступлениями налога на прибыль организаций, 19% - НДС, 17% - подоходный налог. Принятые поправки, в числе которых увеличение имущественного вычета по НДФЛ до 2 миллионов рублей, вынудят власти сокращать расходы или искать новые источники доходов для сохранения бюджетного баланса. Иначе возникает угроза выхода дефицита бюджета за установленные рамки. К сожалению, власти не упомянули, что станет источником компенсации выпадающих доходов. Хотя для объективности ответа на вопрос стоит привести интересную статистику. В 2002 году ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24%. По итогам того года поступления налога на прибыль в составе налоговых доходов консолидированного бюджета РФ снизились на 6,65% по сравнению с 2001 годом. Однако уже в 2004 году уровень поступлений в казну от этого налога превысил прежние показатели. Поэтому смягчение налогового режима может приносить разные плоды. Вопрос № 3. Нужны ли изменения в период кризиса? Опыт зарубежных стран показывает - нужны. Классический рецепт для лечения экономики - ослабление налогового бремени, что ведет к повышению покупательской способности и созданию благоприятного инвестиционного климата. Главное, чтобы «лекарство» не оказалось слишком дорогим для бюджета пациента. Стоит заметить, что свой курс лечения прописали власти Великобритании. Английский парламент снизил ставку НДС с 17,5 до 15 процентов при одновременном повышении подоходного налога с 40 до 45% для состоятельных британцев. Госсовет Китая в ближайшее время также планирует снизить ставку НДС. Кстати, по словам замминистра финансов России Дмитрия Панкина, на встрече G-20 мировые державы пришли к выводу, что денежной политики для выхода из кризиса недостаточно и необходимо переходить к фискальному регулированию, а именно к налоговому стимулированию. Сказано - сделано. С новым налоговым годом 2009 год готовит нам ряд налоговых изменений. Первая приятная новость ждет вкладчиков. Процентный доход по депозитам в банке, необлагаемый НДФЛ, будет рассчитываться по формуле: ставка рефинансирования плюс 5%. Таким образом, с 2009 года клиенту банка не придется платить 35% налога по вкладам с процентной ставкой до 18% годовых (при нынешней ставке рефинансирования 13%). С учетом роста доходов и инфляции вполне ожидаемым стало решение о повышении вычета по НДФЛ на каждого ребенка с 600 до 1000 рублей (до достижения совокупного дохода, в 280000 рублей.) Кроме того, предельный размер дохода, при котором действует стандартный вычет 400 рублей, увеличен с 20 до 40 тысяч. В 2009 году предусмотрена возможность предоставления двойного вычета для родителя по согласию одного из супругов. Такое введение будет особенно выгодно для семей, где зарплаты мужа и жены существенно разнятся либо один из них не работает. Помимо этого, внесен целый ряд изменений по налогам, касающихся обучения сотрудников, материальной помощи на приобретение и строительство жилья, взносов по договорам добровольного страхования и т. д.