«Кирпичный» бизнес
Памятник амурскому «челноку» не простоял еще и двух лет, а может потерять актуальность. Таможенники стали притеснять «челноков» и их закадычных друзей — «фонарей». Еще зимой «помогайки» могли спокойно раз в месяц колесить между Хэйхэ и Благовещенском. Но в начале марта ситуация в корне изменилась. Теперь их на русском берегу тщательно обыскивают.
Напомним, что сегодня беспошлинно ввозить на территорию России физлицам разрешено до 35 килограммов багажа. При этом стоимость купленного товара не должна превышать 65 тысяч рублей. Граждане пересекают границу без уплаты таможенных пошлин раз в месяц. Этим, собственно, ранее и пользовались люди, работающие на «челноков». Так называемые «кирпичи» организовывали в небольшие группы всех желающих съездить в Хэйхэ «на халяву». Покупали им билеты, давали по 600 рублей на питание и ночлег, а взамен заполняли их сумки своим товаром. Теперь же без хлопот перейти границу могут разве что официальные туристы, но таких единицы.
— Неделю назад на русской таможне нас держали два часа, — рассказывает корреспонденту «АП» студентка одного из благовещенских вузов Екатерина, которая периодически ездит в Хэйхэ «фонарем». — Запускали по несколько человек и «шмонали» через одного. Мою подружку проверяли около часа: просматривали все вещи, потом бумаги какие-то заставляли подписывать. Мне повезло — быстрее прошла, но баул все-таки пришлось распаковывать. Проверяли также дамские сумочки — этого я боялась больше всего, потому что везла семена овощей. Вообще, таможенники были какие-то напуганные, бегали с какими-то бумажками. Говорят, что приехала важная комиссия, которую все боятся.
Слова девушки подтверждают и несколько знакомых «кирпичей», которым мы позвонили, чтобы уточнить информацию. Как выяснилось, последние большие партии «фонарей» пересекали таможню в начале марта.
— На этой неделе никто из наших в Китай не поехал, — признался Виталий Ф., который возит группы российских «помогаек». — Ждем 25 марта, когда уедет комиссия из ДФО. Хотя на прошлой неделе мы еще возили товар — разбрасывали его поштучно по разным баулам, чтобы не подкопались. Но сейчас не рискуем, потому что были уже накладки. Говорят, что таможенники хотят, чтобы наш бизнес свернулся.
Между тем официально информацию о работе специальной комиссии на Благовещенской таможне не подтверждают.
— Мы действуем в рамках закона, — говорит помощник начальника Благовещенской таможни Владимир Шабельский. — Никаких контрольных проверок у нас нет. Мы обязаны проверять, для каких целей везется товар. Если он завозится для коммерческого использования, необходимо платить таможенные пошлины и иметь соответствующие сертификаты.
Правда, почему таможенники раньше так рьяно не исполняли закон, остается только догадываться.
Убытки государства
Сколько ввозится товаров из Китая на плечах «фонарей», подсчитать невозможно. Как сообщили корреспонденту «АП» в Дальневосточном таможенном управлении, в 2008 году «помогайками» через российско-китайскую границу была перевезена приблизительно 21 тысяча тонн грузов (сюда входят и амурские «перевозчики»). И только за 9 тысяч тонн из них была уплачена пошлина. А по уже неофициальной информации, дальневосточные «фонари» «нагрели» государство на сумму порядка двух миллиардов рублей. Поэтому на Дальнем Востоке и ужесточились таможенные проверки.
Пресечение амурского «помогаечного» бизнеса — не разовая акция. «Фонари» исчезли во Владивостоке, Уссурийске, Биробиджане и Хабаровске. Кстати, в отличие от миролюбивых амурчан приморцы оказались более крутого нрава. Они засыпали того же начальника поста Уссурийской таможни угрозами и даже облили дверь его кабинета соляркой (мол, «дайте людям спокойно жить!»). Наши же «фонари» пока просто перестали ездить.
— Еще пару лет назад этот бизнес был в Приморском крае довольно-таки развит — так называемые «экономтуры» в Китай, — комментирует ситуацию главный государственный таможенный инспектор отделения по связям с общественностью Дальневосточного таможенного управления Инна Бобрикова (г. Владивосток). — Но уже к концу прошлого года количество «помогаек» удалость сократить на 70 процентов.
Вообще, таможенникам довольно трудно доказать, что человек приобрел в Китае товар не для собственных нужд, а на продажу. В бауле вы можете провести несколько кофт, пар обуви для родственников. К людям, имеющим на руках чеки и знающим, какой товар в сумке, претензий у проверяющих не будет. Однако «помогаек» к ответственности все же привлекают. Так, по административным правонарушениям (незаконный провоз) в прошлом году в Благовещенске было возбуждено 553 дела (в 2007 году — 469, на 17,9% меньше) и 29 дел по статье УК РФ «Контрабанда» (в 2007 году — 28).
— Отмечается динамика роста, — продолжает помощник начальника Благовещенской таможни Владимир Шабельский. — Однако благодаря бдительности наших сотрудников нам удается предотвратить контрабанду. Так, в прошлом году они задержали 4,2 тонны ценнейших пород осетровых рыб, которых предприимчивый предприниматель пытался вывезти в Китай в 12 тоннах макулатуры. Или вспомнить случаи ввоза опасных игрушек и зараженных животных. Поэтому нельзя сказать, что наши меры направлены против людей. Наоборот, мы стоим на страже благополучия и здоровья граждан.
Урон перевозчикам
Война таможенников с челночным бизнесом уже наносит удар по компаниям, занимающимся перевозкой пассажиров на международном направлении. Из-за роста юаня (он теперь стоит от 5,3 до 5,8 рубля) поток туристов и так превратился в ручеек. А тут гонения и на «фонарей».
Теперь из-за сокращения пассажиропотока кризис грозит ЗАО «Пассажирский порт «АмурАССО». На предприятии работает почти 130 человек. И если ситуация будет продолжаться, то часть из них может остаться без работы. Начиная с февраля — марта, количество туристов в Китай снизилось в 5—6 раз! Автобусы, раньше исправно возившие туристов в Китай и обратно, простаивают.
— Мы сильно ощущаем сокращение числа пассажиров, — говорит заместитель генерального директора «Пассажирского порта «АмурАССО» Владимир Курякин. — Если раньше в будни мы перевозили до 1,5 тысячи человек, а в выходные — 2,5—3 тысячи, то сейчас всего 200—250 пассажиров. «Закрыть «челнока» — да, такая позиция есть у таможенных органов. Но мы, как перевозчики, терпим убытки.
По словам Владимира Михайловича, особенно болезненно то, что порт в преддверии весенней навигации обновил пассажирские суда. Здесь закупили новые «Марсы» на воздушной подушке. Чтобы не повторилась картина, которую амурчане наблюдали прошлой осенью, когда не хватало флота.
Для многих амурчан «фонарно-кирпичный» бизнес был неплохим источником доходов. Печально, что принимаемые таможенными властями в отношении «помогаек» меры совпали с сокращениями на предприятиях. А что значит потерять работу в нынешних условиях кризиса — объяснять не надо никому. На 17 марта в Благовещенском Центре занятости населения в поисках работы состояло свыше 3,5 горожан и жителей района, из них 54,2 процента — женщины. Вакансий, правда, предлагалось в 2,5 раза больше, но две трети из них — по рабочим специальностям, и в основном — для мужчин.
Что будет дальше с «помогайками» — предсказать трудно. Пока же «фонари» и «кирпичи» настроены пессимистично. Но голь, как говорится, на выдумку хитра. Скорее всего «челночная армия» придумает, как обойти таможенные барьеры. По слухам, уже через Уссурийский пост вновь стали циркулировать бесстрашные «помогайки».
«Помогайки» исчезнут, когда не будет безработицы
Незаконный провоз товара грозит штрафом или даже сроком. Но амурчане готовы идти против закона даже ради небольшого заработка. Почему живет «фонарно-кирпичный» бизнес и есть ли у него будущее, мы попытались выяснить у благовещенцев.
Ольга Ячменева, смотритель музея:
— Я не была ни «фонарем», ни «кирпичом», но моя сестра, предпринимательница, нанимала людей. Челночный бизнес помогает выживать, тем более в наше кризисное время. Не все ведь могут открыть крупное предприятие, кому-то приходится торговать «мелочью».
Сергей Морозов, охранник:
— У нас такое государство, что легальный бизнес никто не хочет вести — теневые зарплаты, сокрытие доходов и т. д. Но все-таки это проблема государства, и оно должно решать ее.
Галина Хандий, студента БГПУ:
— Сегодня каждый пытается заработать так, как может. И дело каждого — чем ему заниматься. Этот вид бизнеса процветает, потому что граница рядом.
Егор Стёпин, продавец:
— Конечно, нельзя на все это закрывать глаза. Но уж чем закрывать «фонарям» границу, лучше найти в нашей стране побольше рабочих мест, и именно для молодых. Ведь кто ездит с «кирпичами»? Молодежь и безработные — для них это статья доходов.
Валентина Ющенко, доцент кафедры химии АмГУ:
— Наш регион располагает к ведению такого бизнеса. Недаром в Благовещенске стоит памятник «челноку». Но нынешние меры все-таки несвоевременны, как и госпошлины на «иномарки». Да, все это необходимо (торговля должна быть цивилизованной, должен быть порядок), но не когда люди находятся в тяжелой экономической ситуации.
Валентина Гром, художник:
— Вопрос о «фонарях» — неоднозначный. С одной стороны, да, нужно проверять — мало ли кто что везет в сумках (а вдруг взрывчатку). Но, с другой, это унижение — выворачивают все твои вещи.
Дмитрий Петров, студент БГПУ:
— Конечно, для государства такой теневой бизнес невыгоден. Хотя населению нашей области он необходим, чтобы выживать. И это понимают таможенники — их семьи тоже ездят в Китай. В прошлом году была проверка ФСБ, на время «фонари» притихли, а потом снова появились. Во Владивостоке тоже устраивались различные акции, но та же милиция отказалась принимать в них участие. Потому что понимает — свои же люди, братья, сестры, жены. Против кого идти?
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии