Затяжной рекорд: как благовещенец вошел в историю парашютного спорта

Просмотры: 3893
Комментарии: 0

История этого мирового рекорда, поставленного нашим земляком летчиком-испытателем Виктором Евсеевым в 1933 году, могла бы окончиться трагедией. Но он вышел победителем.

Тополь вместо тренажера

Не в характере Виктора, выросшего в большой семье (он был третьим из семерых детей), рано оставшегося без отца, было отступать от трудностей, перекладывать их на чужие плечи.

Дорога к заоблачным высотам брала начало здесь, в Благовещенске, на улице Рабочей. Первыми тренажерами для будущего героя, а тогда обыкновенного мальчишки с Горбылевки, стали тополь, что рос возле дома, да вышка на берегу Зеи. Потом уже были владивостокский рабфак, летная школа ОСОАВИАХИМа, научно-испытательный институт ВВС РККА в Москве. Здесь Евсеев оказался в одном строю с такими уже признанными асами летного дела, как Чкалов, Байдуков, Юмашев, Громов…

Летчик-испытатель, инструктор парашютного спорта, конструктор, который усовершенствовал кислородное оборудование высотных полетов и первым предложил оригинальную кислородную маску, — это все о нем, о Евсееве, нашем земляке. Его заслуги перед Родиной отмечены орденами Ленина и Красной Звезды, именными золотыми часами и персональным автомобилем, подаренными самим К. Е. Ворошиловым. Но не к таким высотам стремился этот человек. В сентябре 1936 года Виктор Николаевич первым из советских летчиков проложил дорогу в стратосферу, подняв отечественный самолет И-15 на высоту 12020 метров. Не раз демонстрировал он свое летное искусство на воздушных парадах над Красной площадью.

Его жизнь оборвалась 11 августа 1937 года: в полете пятерки истребителей один из летчиков допустил ошибку, которая стала для Виктора Евсеева роковой. Похоронен герой в Москве на Новодевичьем кладбище. В фондах музея космонавтики хранятся документы, рассказывающие об установленном им мировом рекорде.

Говорят, человек жив, пока жива о нем память. А если вся жизнь — подвиг, если имя героя — достояние целого народа? Память о нем не затухает с уходом из жизни близких ему людей, она, как живительный огонь, бережно сохраняется и передается от одного поколения другому. Должна сохраняться… К сожалению, так бывает далеко не всегда.

Из рекорда в забвение

Семь десятилетий минуло с того дня, когда перестало биться сердце бесстрашного летчика. За это время многое изменилось в его родном Благовещенске. Город рос, давая новым улицам и переулкам новые имена, сооружая памятники в честь новых героев. Но за семьдесят лет так и не появилось ни улицы имени Виктора Евсеева, ни переулка. На улице Рабочей вы не найдете дома с памятной табличкой.

Так и угасала бы, наверное, память о Викторе Евсееве, если бы не другой наш земляк — Владимир Перегудов, если бы не его беспокойное сердце. Буквально по крупицам собирал он информацию о знаменитом земляке, с которым даже не был знаком. В 2006 году документы, собранные Владимиром Сергеевичем, поступили на хранение в госархив Амурской области. Они-то и были использованы при подготовке юбилейной выставки «Гордость земли амурской».

Может быть, неслучайно именно в знаменательный для всего Приамурья год вновь зазвучало имя незаслуженно забытого героя. Героя, совершившего невозможное. Мировой рекорд Виктора Евсеева так и не был побит. По признанию полковника Александра Боржко, далеко не все его коллеги-парашютисты, члены аэроклуба, выслушав рассказ о подвиге земляка, поверили своему командиру.

Казалось бы, логическим завершением этого повествования должен стать ответ на вопрос: как увековечить память нашего легендарного земляка? Но, увы…

— Об этом мы пока не думали, — признался Александр Боржко. — Такое, конечно, не забудется. Но сегодня Благовещенский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ), которому в этом году исполнилось 20 лет, переживает довольно сложные времена: нет никакого государственного финансирования. Существуем по принципу хозрасчетной деятельности, беремся за любую работу: выполняем задания по санавиации, по перевозке грузов, по лесопожароохране. Наши спортсмены прыгают на парашютных системах, приобретенных за свой счет. Один парашют обходится более чем в 2000 долларов. А содержание техники? Каждый вылет — износ моторесурсов. Самолет, после того как он отлетал определенное количество часов, должен пройти соответствующую проверку на дальнейшую летную пригодность. Без этого его не выпустит ни один диспетчер. Все это выливается в громадные деньги.

Деньги… Преодолима ли эта преграда? Думаю, да. Ведь аэроклуб, как и вся Амурская областная организация РОСТО (ДОСААФ), живет наперекор всему, ведь в основе его деятельности — военно-патриотическое воспитание молодежи и подготовка ее к службе в Вооруженных силах. И, возможно, завтрашние подростки придут в аэроклуб имени Виктора Евсеева. Придут, чтобы свою мечту сделать былью. А на одной из площадей нашего города появится памятник мальчишке, устремившему взгляд в бездонную синь неба. Памятник Мечте, не знающей преград.

Ирина Попова,

замначальника отдела научной информации госархива Амурской области

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью