Одна из болевых тем, мимо которой не могли пройти ветераны и все, кому дорога память о наших погибших земляках, — создание Амурского областного государственного военно-мемориального кладбища. Такая необходимость назрела не сегодня и даже не вчера.
Отдадим должное
Вот уже год, как в нашей области силами общественных организаций при поддержке амурского правительства и регионального отделения партии «Единая Россия» реализуется народный проект «Историческая память». Его координатором является председатель комитета по делам ветеранов, общественных организаций и по молодежной политике Заксобрания области, председатель правления Амурского отделения общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил, Герой Советского Союза, генерал-майор запаса Юрий Кузнецов.
По задумке организаторов, проект должен восстановить историческую справедливость по отношению к ветеранам и воинам 2-й Краснознаменной армии, поддерживающих ее воинских частей и соединений, пограничных войск НКВД СССР, погибшим в боях при освобождении территории Китая от японских захватчиков в августе 1945 года.
Война против милитаристской Японии была самым крупным военно-историческим событием для Амурской области. Именно здесь черпала свои ресурсы 2-я Краснознаменная армия. Все три танковые бригады, которые воевали на территории Китая, формировались на территории нашей области. Все дивизии были местными. Только одна третья стрелковая подготовила и отправила на фронт около 14 тысяч бойцов.
— Большинство частей дислоцировались здесь многие годы. Поэтому, считая потери, мы однозначно говорим, что все погибшие в августе 1945 года — это наши земляки. И ответственность за память о них лежит на нас, амурчанах, — считает член общественной палаты, руководитель регионального общественного Амурского военного фонда и активный участник проекта Сергей Орлов. — Воевали они хорошо — японская группировка численностью около 40 тысяч человек была разгромлена полностью. Мы располагаем сведениями о 841 погибшем воине. Установлены места захоронения на 810 человек. И к нашему стыду, мы не можем сегодня сказать, что память о сложивших голову за родное Отечество амурчане чтят достойно.
Забытая Междугранка
В прошлом году члены рабочей группы проекта «Историческая память» (в нее вошли представители заксобрания, общественных объединений области, министерства культуры и архивного дела) провели несколько поисковых экспедиций.
— Мы посетили четыре крупные братские могилы советских воинов на территории китайского округа Хэйхэ и 14 мест погребения на территории Амурской области. И за некоторыми памятниками погибшим советским воинам китайцы ухаживают лучше, чем мы, их потомки, — констатировал Юрий Кузнецов. — Обидно до слез!
По словам депутата, в то время как на территории соседнего Китая стали делать капитальный ремонт наших братских могил, в Приамурье за прошлый год силами Управления погранслужбы ФСБ России по Амурской области и органов местного самоуправления произведен косметический ремонт всего лишь на девяти погребениях.
Большинство воинских погребений находятся, как правило, в ненадлежащем состоянии, говорят участники экспедиции. Сведения о погребенных неполные или вообще отсутствуют.
— Например, есть братская могила двух пограничников в селе Игнашине Сковородинского района. Указаны только фамилии: Борисов, Мамаев. Мы сделали запрос в Федеральную погранслужбу России и ожидаем ответ, — заметил Сергей Орлов. — А в селе Буссе мы видели братскую могилу пограничников 78-го кумарского погранотряда, погибших 9 августа 1945-го, вообще без фамилий. Она безымянная на сегодняшний день.
На памятнике в поселке Новый, что рядом с Благовещенском, в числе других погибших воинов указан старший сержант Кузьмин И. П. Как оказалось, ошибка в инициалах. На самом деле это Кузьмин Иван Леонтьевич, командир отделения. Дата смерти указана тоже неточная. Все эти ошибки надо исправлять.
Но есть и просто вопиющие факты. К числу таких можно отнести братскую могилу на междугранском кладбище в Белогорском районе. В ней покоятся тела 27 военно-служащих — медицинских работников. Первоначально эти военнослужащие были погребены в Китае, но в конце ноября 1945-го их останки перевезены в 306-й военный госпиталь, который и в настоящее время дислоцируется в Белогорске. В течение зимы гробы с телами погибших для опознания родственниками находились в госпитале и только 3 марта 1946 года были погребены на междугранском кладбище.
На братской могиле установили деревянный памятник с табличкой, на которой были указаны сведения о погребенных. Во время пала весной 1954 года памятник был уничтожен огнем. Прошло уже более 50 лет. Но до сих пор памятник погибшим так и не восстановлен. Позже захоронение окончательно разорили. А поверх братской могилы были произведены два других захоронения. Вот так мы чтим память погибших…
— Такого кладбища, как в Междугранке, мы нигде не встречали, — рассказал душераздирающую историю Сергей Орлов. — Оно просто в ужасном состоянии. Территория не огорожена, отдельные погребения разрушены, кладбище не огорожено и не благоустроено. На братской могиле в этом году появилась табличка: «Здесь захоронены медицинские работники 306-го госпиталя г. Белогорска, погибшие в 1945 году в г. Харбине от рук японских милитаристов». Но эта информация недостоверна. Предстоит еще огромная поисковая работа.
Всего этого можно было бы избежать, если бы в области появилось военно-мемориальное кладбище. Туда можно будет перезахоронить останки воинов из таких вот покинутых, брошенных могил. На этом кладбище можно будет достойно, с военными почестями провожать в последний пусть ветеранов войны, вооруженных сил и защитников Отечества, погибших уже в наше, мирное время при исполнении служебного долга в «горячих точках». Такие кладбища уже создают сегодня в других регионах России.
— Сегодня в Амурской области остро стоит вопрос о приведении в надлежащее состояние всех мест, где погребены защитники Отечества, и придания им четкого юридического статуса, установленного законом, — подчеркнул депутат Законодательного собрания Юрий Кузнецов. — Должны выделяться бюджетные деньги, необходимо определить ответственные организации, которые будут осуществлять уход за братскими и одиночными могилами. Чтобы можно было прийти и достойно почтить память погибших героев.
Такую задачу поставили перед собой организаторы проекта «Историческая память», который планируется в основном завершить ко 2 сентября 2010 года — дню празднования 65-й годовщины Победы над Японией.
Р. S. Как стало известно «АП», в 1945 году в Благовещенске были похоронены 17 военнослужащих. Их имена известны. Но могилы во время поисковой работы не обнаружены. Кладбище, вероятно, было уничтожено. В числе погибших были Михаил Иванович Бивзюк и Борис Николаевич Слепченко. Нам известно, как они погибли.
17 августа в районе Шитоумяо командир танкового взвода лейтенант Борис Слепченко и механик-водитель Михаил Бевзюк уничтожили два дота, три дзота, противотанковую пушку и около 30 «смертников». 18 августа при выполнении боевого задания танк был подожжен самураями. Экипаж до последнего вел бой и погиб в горящем танке. Слепченко и Бевзюк посмертно представлены к присвоению звания Героя Советского Союза. Заслужили ли герои того, чтобы о них сегодня забыли?
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии