Встретиться с легендой по имени Самойлова мне долгое время не удавалось — она отказывалась от интервью. Тем не менее наш разговор состоялся, и он оказался незабываемым.
Блеск и нищета кинозвезды
Именно Татьяна Самойлова первой прорвала железный занавес, ее признала Европа, а вместе с тем и мир узнал, что в страшной стране СССР умеют снимать фильмы с «человеческим лицом». После картины «Летят журавли» к ней пришла мировая слава, которой не было ни у одной русской актрисы ни до, ни после Самойловой. И сегодня в Каннах около знаменитого Дворца кинофестивалей есть плита с отпечатком ее руки. В Голливуде среди отпечатков самых знаменитых звезд Россию представляет только «след» Самойловой. И нет сегодня ни одной западной энциклопедии, где не было бы имени знаменитой кинозвезды. Аллея роз в Париже ее имени, существующая до сих пор, портрет кисти Пабло Пикассо, «Золотая пальмовая ветвь», которую с 1958 года после нее так и не получил больше никто в нашей стране, — все это осталось в далеком прошлом.
Москвичи не оборачиваются вслед, не замечают эту плохо одетую женщину в стоптанных кроссовках. Сегодня в ней невозможно узнать блистательную светскую львицу, одну из лучших киноактрис прошлого столетия.
Много лет ходили и продолжают ходить слухи о ее запоях, булимии, психиатрических больницах, невменяемости. Какая чушь! Ее диагноз только один — одиночество.
Когда деньги, заработанные Самойловой на съемках за рубежом, закончились, муж бросил ее с маленьким сыном на руках. Когда прошла молодость, от нее отвернулся кинематограф. Уехал учиться в Америку любимый и единственный сын, позвонил и сказал: «Это навсегда».
Она долго приходила в себя после этого удара. Уехать в Америку к сыну не могла — не было денег на билет. Актриса тихо угасала в одиночестве и тяжелых болезнях. Ее мучили приступы астмы, больное сердце и бесконечная депрессия. Каждый день к ней приезжала «скорая», но в больницу она не ехала, на все уговоры ответ был один: «Осталось недолго».
Она умела терпеть и ждать. Лет пять назад в жизни актрисы появился преданный молодой поклонник ее таланта, молодой архитектор. Он отремонтировал ее убогую и сильно запущенную квартиру и начал решать вопросы, связанные со здоровьем, бытом, творчеством Татьяны Евгеньевны.
Коллеги, вспомнив о ней, наградили премией «Золотой орел». И, наконец , на ее 70-летие из Америки приехал поздравить ее сын. Актриса ожила.
«Я противница телевидения»
Автор этих строк очень долго хотел встретиться и познакомиться с легендой по имени Самойлова, но это долго не удавалось. Все ограничивалось телефонным общением: то не позволяло самочувствие, то не было настроения. И наконец 8 ноября 2007 года я встретился с Татьяной Евгеньевной в кафе столичного Дома кино. Эта встреча произвела на меня колоссальное впечатление, но формат газеты не позволяет написать о многом. К юбилею выдающейся актрисы предлагаю фрагменты интервью с ней, а также уникальную фотографию (фотохроника ТАСС, тираж 82 экземпляра) 1960 года, подаренную мне героиней данного интервью.
— Татьяна Евгеньевна, фильм «Летят журавли» стал не только вашим звездным часом, но и лидером проката во Франции, получил за год 12 международных премий. Вас сразу же назвали советской Мерилин Монро. Как вы оцениваете свой успех спустя столько лет?
— Пабло Пикассо тогда, в самую первую нашу встречу, сказал: «Вот сейчас мы с тобой идем, и ты — обыкновенная девочка из Москвы. Но очень скоро ты станешь звездой экрана, и подойти к тебе будет уже невозможно». Мне тогда объяснили, почему их так заинтересовала наша картина. Французы восприняли искусство оператора Урусевского как сюрреалистическое: как он сочетает цвет с лицом, фигурой, отдельно с руками, с предметами. Я была рада, что тоже внесла в это свой вклад. Там же, в Париже, мне предложили сделать Анну Каренину вместе с Жераром Филиппом. Но глава нашей делегации сказал: «Мы не отпустим нашу актрису так надолго». Урусевский мне тогда сказал: «Таня, если хочешь, оставайся здесь». А представители посольства набросились на мои чемоданы и прямо при мне стали их разрывать, перебирать туалеты — проверяли, не осталась ли я насовсем. Нам разрешали общаться только с коммунистами, ходить в кварталы компартии, запрещали смотреть Францию как таковую. С Пикассо я встречалась три раза. Но однажды он пригласил нас к себе. Посольские сказали: «Тебе нельзя к Пикассо». Боялись, что я с ним поближе познакомлюсь, и он мне понравится.
— Что такое красота в вашем понимании и кто из советских киноактрис соответствовал вашему эталону красоты?
— Я выросла на зарубежной кинематографии. Очень люблю Вивьен Ли, Грету Гарбо. Из наших — Марину Ладынину. Она пела великолепно. У меня тоже был голос, но я пела мало. Зато много двигалась и очень много читала.
Считаю, что для успеха самое главное — энергетика. Когда человек вялый, надорванный, он уже зрителю неинтересен. А вообще, кино — искусство молодых. У меня вторая половина жизни и играть старух мне не хочется. Когда актриса становится старой, ее уже не надо показывать на экране — пусть уходит на сцену.
— В последнее десятилетие самым массовым из искусств стало не кино, а телевидение.
— Я его противница. Сейчас по телевидению показывают жуткую порнографию. Какие-то девушки в бюстгальтерах бегают, суетятся, демонстрируют шоколад. Я не могу простить телевидению, что оно выплеснуло все это на экран. Нас никогда не снимали голыми, никогда не снимали порнографическими. Ужас! Ужас!
— Вам никогда не предлагали сниматься обнаженной?
— Никогда. А если бы предложили, отказалась бы наотрез.
— Вы смотрите новые российские фильмы. Кто из современных актеров вам нравится?
— Я, между прочим, член Киноакадемии «Золотой орел». Просматривала картины, удостоенные премии, и ужасалась, потому что на экране были люди, которые стреляют, воюют и тащат оружие. А актрисы просто грязные и голые женщины. Я не знаю, за что им дали «Золотого орла». За отвагу, за смелость? Не могу понять, зачем это женщине.
— В мире существует 20 экранизаций «Анны Карениной», но ваше исполнение этой роли стало эталоном. Как вы сейчас относитесь к Василию Лановому — бывшему мужу и партнеру?
— Я дружу с ним, поздравляю с днями рождения. Вася — достойнейший актер, преданно служит Вахтанговской сцене, у него чудесные актерские данные. Он красив, в театре Вахтангова некрасивых не любят, там в первую очередь ценят внешность, красоту.
— Вы смотрите периодически свои работы в кино?
— Да. Я очень люблю свою Веронику. В эту роль я вложила все свое актерское мастерство, все переживания и только так освободилась от войны, которая во мне сидела.
— Что бы вы хотели сыграть сегодня, если бы вам предложили главную роль?
— Я хочу играть женщин-вамп, 50-летних. Мне нравятся не положительные, а отрицательные роли.
— Вы верите, что сыграете крупную роль, громко напомните о себе, возьмете реванш?
— Не знаю. Хотя в 2006 году снялась у режиссера Минкова в Киеве в картине «Вдали от бульвара Сансет». Она рассказывает о любовном треугольнике: Эйзенштейн, Александров и Любовь Орлова. Я играю там Орлову на склоне лет. Я счастлива, что повидала Украину, которую очень люблю.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии