Уже 11 лет он учит ребят держать в руках инструменты: пилить, строгать, выжигать, резать по бересте. Корреспондент «АП» побывала в гостях у умельца и узнала тайны берестяного ремесла.
Мечты сбываются
Сергей Банин родился в Архангельской области. Это та часть России, где широко развит народный промысел и рукоделие. Сергей уже лет с пяти держал в руках ножовку, молоток, рубанок и другой инструмент, которым можно обрабатывать дерево.
Деревянные пистолеты у Сергея получались такими, что для сверстников казались верхом мастерства. Он строгал, пилил, поглядывая, как это делают взрослые, оттачивал мастерство и думал, что именно такое занятие нужно настоящему мужчине. Но судьба распорядилась иначе. Когда Сережа перешел во второй класс, семья перебралась в Ташкент. Жизнь приобрела совершенно другой уклад. В благоустроенной квартире особенно не построгаешь, поэтому любимое увлечение стало забываться.
Профессию выбирал недолго. Поступил в техникум, приобрел техническую специальность. Работал на различных заводах. Когда распадался Союз, супруга предложила уехать на Дальний Восток, к родственникам. Так Банин оказался в Бомнаке. Небольшой тихий поселок, куда переехала семья, показался местом, напоминающим родину. Рядом лес, водохранилище. Нет суеты и спешки. Однажды в лесу Сергей подошел к березке. Долго стоял, смотрел, потрогал рукой ствол, и его словно пронзило воспоминание о детских грезах. Очень захотелось смастерить что-нибудь своими руками. Начал с тальника, ивовых прутьев. Так в доме появился плетеный диван, стулья, кресло. Красиво, нарядно, уютно.
— Руки сразу вспомнили, что могут делать, вспомнились детские навыки. Видно, это заложено было где-то в подсознании, — вспоминает Сергей, — тем более уклад жизни располагал к творчеству. Я работал в совхозе инженером-электриком, а все свободное время мастерил. Стал покупать инструменты, литературу. Учился по книжкам. Мастерство Банина заметили сразу. Стали звать в школу. Там не хватало учителей, которые могли бы научить детей ремеслу.
Бомнак считается эвенкийским поселком. Эвенки с древних времен пользовались берестяной посудой. Кора березы для них что-то священное: и костер можно в дождь разжечь, и подстилку сделать, и короб для разной утвари. Но современные парни и девчонки, которые не кочуют с семьями по тайге, стали забывать об исконно эвенкийской традиции использования бересты для домашней утвари.
Чудо природы
Ее возродил Сергей Банин, который согласился перейти в школу учителем технологии. Уже 11 лет он учит мальчишек держать в руках инструменты: пилить, строгать, выжигать, резать по бересте. Бомнакские школьники не раз принимали участие в областных выставках, показывали свои поделки в Усть-Нюкже, Уркиме, Тынде. Не сосчитать в школе и дипломов с фестивалей народного творчества народов Севера.
— Сергей Викторович научил нас многому, он классный преподаватель, — говорит ученик Банина Володя Рвенский. — маме нравится то, что я делаю. Дома, правда, инструмента у меня еще нет, но если будет, то смогу сделать то, чему научился в школе.
Мастерская, где работают ребята, от потолка до пола увешана и уставлена дощечками, абажурами, шкатулками, вазами, которые они смастерили собственными руками. Каждое изделие украшено рисунком или орнаментом.
— Сейчас есть компьютер, можно найти что угодно, пообщаться с мастерами, почерпнуть что-то новое для себя. Я слежу за школьным сайтом, поэтому мы и свои фотографии выставляем, показываем, что умеем делать. Мальчишки, уходя из школы, профессионально владеют инструментами, а значит, подготовлены к жизни. Смогут что-то сделать для дома своими руками, — не скрывает гордости учитель.
Каждое изделие — это полет фантазии, которую вынашивают Банин и его ученики. Потом они воплощают ее в жизнь. Чтобы не навредить деревьям, бересту режут летом.
— Это чудо природы создано для человека, почему бы ей не пользоваться? Береста — природный антисептик. Молоко в такой посуде не прокисает неделю, а изделия из такого материала вечные, они боятся только огня. Мастера делают из бересты бочонки для пива, вина. Нужно только делать так, чтобы не навредить. Нельзя резать бересту до древесины. На дереве нужно оставлять защитный слой. Потом он зарастает, и береза остается цела и невредима. Обычно мы уезжаем далеко от поселка или на старательские участки, где выпиливают деревья и можно брать бересту безболезненно, — рассказывает Сергей Викторович.
Но есть у него мечта. Несмотря на то что поселок он свой любит, ему хочется перебраться туда, где немножко потеплее. Выросший в теплых краях, он с трудом переносит 40-градусные морозы, которые стоят на севере.
Впрочем, мастеровые руки найдут дело везде. Даже в Амурской области он практически единственный мастер, который работает с берестой. В магазинах иногда появляются изделия, которые завозят из других регионов, но они фабричного производства. А береста любит тепло человеческих рук, считает Сергей Банин.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии