История «с огоньком»: в начале прошлого века деревянный Благовещенск тушили всем городом

Просмотры: 4312
Комментарии: 0

Обозы, запряженные лошадьми, огнеборцы в тяжелых касках, спешащие на место пожара, ориентируясь на дым, местные жители, хватающие ведра и бегущие тушить огонь «всем миром». Именно так выглядела пожарная охрана в конце 19-го и начале 20-го веков. Как тогда тушили пожары в Благовещенске, выясняли корреспонденты «АП».

Оборудование из Германии

Первые огнеборцы в России появились в 17-м веке, а в Благовещенске, судя по сохранившимся архивным документам, пожарная охрана начала зарождаться лишь в 19-м. Первые упоминания о пожарном деле в областном центре относятся к 1858 году, тогда в городе была создана первая пожарная часть. О том, что дружина огнеборцев просто необходима деревянному Благовещенску, первым задумался первый военный губернатор области Николай Васильевич Буссе. Он и заказал в Гамбурге (Германия) первые пожарные инструменты.

А уже к 1865 году в центре Амурской области имелись две пожарные машины импортного и одна отечественного производства, 15 лошадей, 6 бочек и соответствующее количество прислуги, багров и топоров. А в 1891 году в Благовещенске на перекрестке улиц Иркутской (Горького) и Благовещенской (Пионерской), где располагалась полицейская пожарная управа, была поставлена первая пожарная каланча.

— Следующая пожарная каланча появилась на перекрестке улиц Амурской и Семинарской (Политехнической). Кстати, необычное сооружение сохранилось до наших дней. Старожилы еще помнят, что с этой каланчи обозревался весь Благовещенск, который был в то время в основном деревянным и одноэтажным, — рассказал «АП» начальник Центра противопожарной пропаганды ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» Сергей Овчинников. — Каланча возвышалась над всеми зданиями, и с нее можно было увидеть в южном направлении Китай, а в северном — Астраханские луга. Третья пожарная каланча появилась чуть позже на территории сегодняшнего электроаппаратного завода.

На пожар с шарами

Для того чтобы вовремя сообщать о пожаре, огнеборцы придумали свою «азбуку». Если на флоте до сих пор используют для передачи сообщения флажки, то пожарные в то время пользовались специальными шарами. Желтый, поднимавшийся в небо, означал, что в городе начался пожар и огнеборцы выехали на его тушение. А красный шар, или красный флаг, взмывал в небо тогда, когда пожарная часть просила о помощи.

— Вместе с огнеборцами на пожар всегда спешили и рядовые граждане нашего города, — продолжил рассказ Сергей Геннадьевич. — И огнеборцы, и добровольные помощники узнавали, что и где горит, просто — шли на дым и искали его источник. Специально подбирали и дрессировали лошадей для пожарной охраны. Известны такие интересные факты: при звуках колокола или горна, с помощью которых оповещали о возгорании, лошади сами заходили в повозки и ждали, когда их запрягут. Ни на какие другие работы пожарные лошади не привлекались.

На действующей «пожарной» экспозиции, которая находится в Центре противопожарной пропаганды ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области», собраны уникальные экспонаты. Среди них настоящие шлемы «старых» огнеборцев, помпа, насос, которые использовались в настоящих пожарах, есть и уникальные документы. Например, лист из книги учета пожарных, датированный 1913 годом. На нем написано, где произошли пожары в этот день, сколько человек выезжало на его тушение, какой ущерб причинил огонь.

Огненная беда

А серьезных пожаров в деревянном Благовещенске хватало. Так, в 1924 году практически полностью сгорела церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (кафедральный собор), построенная в 1864 году. Чудом во время пожара не пострадала икона Албазинской Божьей матери.

В 1927 году огонь уничтожил церковь во имя святого Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил Небесных (Михайло-Архангельская церковь-школа). Она располагалась по улице Ремесленной (Чайковского) и была основана в 1892 году.

Огонь не щадил общественно важные здания и в более позднее время. Так, в ноябре 1960 года серьезный пожар произошел в Благовещенском педагогическом институте. Огонь практически полностью уничтожил учебный корпус, удалось спасти уникальную библиотеку, учебное и лабораторное оборудование (кроме химического). Несколько лет, пока здание не отстроили практически заново, будущие педкадры вели кочевой образ жизни.

— Хотя для своего времени здание института было очень современным — стены выполнены из негорючего материала — кирпича, огонь нашел лазейку. Пламя быстро распространилось по пустотам межэтажных перекрытий, которые были деревянными, — отметил Сергей Овчинников.

Каланчу построили китайцы

Пожарной каланче на перекрестке улиц Амурской — Политехнической в прошлом году стукнуло сто лет. Что находится в историческом здании, а также можно ли сегодня забраться на смотровую площадку и увидеть весь Благовещенск, выяснили корреспонденты «АП».

Как оказалось, Надежда Удод, директор типографии УВД по Амурской области, которая и расположилась в здании бывшей пожарной каланчи с 1975 года, всерьез увлекается историей здания, в котором работает.

— Согласно собранным нами документам, это пожарное депо начало строиться в 1908 году. В 1914 году возле него возвели и пожарную каланчу. Что интересно, подряд на изготовление каменного основания под каланчу получил китайский подданный Лю-фу. В 1920-х годах в здании размещалось не только добровольное пожарное общество, на втором этаже жили сами брандмейстеры с семьями, — рассказала Надежда Юрьевна.

К сожалению, подняться на смотровую площадку уникального строения нам не удалось. Доски, ведущие туда, основательно прогнили, место под смотровой площадкой облюбовали голубиные стаи и хорошо его «пометили». Хлипкие деревянные ступени и голубиный помет — для журналистов, конечно, не помеха. Преградой стало помещение, через которое нужно пройти, чтобы оказаться на вершине каланчи. В нем хранятся секретные документы, и пускать посторонних туда строго-настрого запрещено.

Несмотря на это, Надежда Удод провела небольшую экскурсию по кабинетам, куда вход разрешен, и открыла небольшие секреты здания с вековой историей.

— Удивительно то, что здесь летом даже в самые знойные дни всегда прохладно, а зимой в самый лютый мороз тепло. На высоком потолке можно увидеть следы замурованного люка, через которые пожарные спускались со второго этажа, а вместо большого окна, которое выходит на улицу Амурскую, раньше были ворота, — рассказала Надежда Юрьевна.

Здание каланчи уникальное и с исторической, и с архитектурной точки зрения и вполне могло стать еще одним символом Благовещенска, уверена директор типографии. Вот только не находятся пока неравнодушные люди, которые помогли бы подлатать и отреставрировать старинную пожарную каланчу.

Память сегодня

В конце апреля российской пожарной охране исполнилось 360 лет. Накануне серьезного юбилея амурские пожарные открыли мемориальную доску в честь коллеги Григория Марковича Задорожного, который погиб 17 мая 1974 года при исполнении служебных обязанностей. «В тот ветреный день в зеленом массиве пригорода Благовещенска горели трава и молодые лесопосадки. Пожарные боролись с огнем, водитель Григорий Маркович занимался подачей воды у насосного отделения, — рассказали в пресс-службе ГУ МЧС России по Амурской области. — Внезапно сильный ветер изменил направление, и пожарный автомобиль оказался в зоне горения. Задорожный заскочил в кабину и попытался вывести транспортное средство из опасной зоны, однако колеса застряли в мягком грунте, автомобиль забуксовал. Григорий Задорожный не успел спастись и погиб возле боевого автомобиля».

За проявленный героизм Григорий Маркович Задорожный был награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью