На заседании Ассоциации юристов России Дмитрий Медведев предложил бороться с перепроизводством юристов нормативными актами, которые, по сути, запускают реформу юридического образования.
До 1 сентября должен появиться механизм общественной аккредитации юридических вузов, а также предложения по определению 12 ведущих учреждений в этой области — только они получат право выдавать дипломы с изображением государственного герба. Юрфаки остальных учебных заведений предлагается «признать непрофильными и рекомендовать им прекращение набора студентов уже с нового учебного года». Тем, кто уже поступил, дадут доучиться.
Ранее в Ассоциации юристов предлагали к 1 сентября даже отменить отсрочку от армии для студентов юрфаков непрофильных вузов. А в Минобрнауки пошли еще дальше — там считают, что для повышения качества образования в области права необходимо сократить не только число юридических вузов, но и упразднить заочную форму обучения по этой специальности.
Не закрывать, а стимулировать
Тема актуальная и сразу стала одной из самых обсуждаемых в центральных СМИ. Что можно ждать от реформы юридического образования? как это отразится на нашей области? Эти и другие вопросы мы задали председателю Амурского областного суда Сергею Семенову.
— Сергей Николаевич, нет ли опасности, что после высказываний президента у нас бросятся закрывать в пожарном порядке юридические факультеты по всей стране?
— Такая опасность существует, учитывая, что нашим чиновникам на генетическом уровне свойственно переусердствовать, исполняя то или иное указание. Это же у нас в стране родилось выражение: заставь дурака богу молиться…
— Вы и юрист-практик, и доцент АмГУ — ощущаете переизбыток юристов?
— В принципе, любых специалистов много быть не может, в том числе и юристов. Это все равно что сказать, мол, у нас много грамотных людей. Это же хорошо, что их много. Когда много — есть из кого выбрать. да мало ли по какой причине человек решил получить юридическое образование. К примеру, на занятиях с заочниками на юрфаке АмГУ я часто вижу людей зрелого возраста, которые имеют собственное дело или руководят предприятиями и получают второе высшее образование, на этот раз юридическое. По их признаниям, это им очень помогает в работе.
Более того, ко мне на прием приходит очень много руководителей разных организаций и предприятий. Я им задаю вопрос: «Вы-то зачем пришли, где ваш юрист?» Оказывается, нет. Но сейчас без юриста я вообще не представляю организацию. И когда руководителю это говоришь, он в ответ: «А где его взять?» Вот вам и «переизбыток юристов».
Если вести речь о решении проблемы дефицита кадров для реального сектора экономики, то и мировая, и отечественная практика показала, как решается эта проблема: не закрытием чего-либо, а стимулированием дефицитных специальностей.
Я двумя руками за повышение качества подготовки юристов. Но вы думаете, плохой хирург или летчик менее опасен, чем плохой судья? Беда в том, что, как отмечают социологи, у нас резко упал уровень подготовки всех специалистов. И это зависит не от количества вузов, а совсем от других компонентов, о которых каждый из нас может порассуждать.
— На ваш взгляд, платное образование влияет на его качество?
— За рубежом вообще не знают, что такое бесплатное образование, и никому в голову не приходит говорить о его низком качестве. Если выстроить правильную систему организации образования, то влияния платности никакого не будет. Но если материальное благополучие вуза и его преподавателей напрямую зависит только от количества студентов-платников, кто же будет отчислять «двоечника»? Студенты это схватывают и учатся через пень- колоду. Недавно я находился на кафедре в АмГУ. Туда заглянул студент и спрашивает меня, не видел ли я Семенова Сергея Николаевича (его преподавателя). И это выпускник!
Не хочу обобщать и быть неправильно понятым. Большинство наших выпускников — отличные ребята, окончившие вуз на платной основе и ставшие прекрасными специалистами, с хорошими перспективами. В этом я убеждаюсь на примере молодых сотрудников судов.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы повысить качество выпускаемых юристов?
— Неплохо бы было предусмотреть обязательную и продолжительную юридическую практику для выпускников (что-то типа ординатуры у медиков), ввести обязательное квалификационное испытание — экзамен по профессии и другое. Но я не понимаю, зачем сокращать количество юридических вузов, как предлагается, до 12. В некоторых развитых странах ставят задачу добиться 100-процентного охвата высшим образованием, полагая, что в современном обществе высшее образование в большей степени необходимо не столько для работы, сколько для повышения интеллекта общества. В том числе и правового.
Сам Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что «правовой нигилизм является мощнейшим тормозом на пути развития нашего государства». Согласитесь, очень точно и справедливо подмечено. Мне кажется, что сокращение юридических вузов вряд ли уменьшит правовой нигилизм наших людей. А поэтому я призываю всех граждан нашей страны «учиться, учиться и еще раз учиться правовому делу».
Назад, к системе распределения
Свое мнение по реформированию юридического образования «АП» высказал и первый заместитель прокурора Амурской области кандидат юридических наук Александр Щербаков.
— Александр Васильевич, насколько нам известно, у вас есть опыт преподавания.
— Да, я несколько лет преподавал в ДВГУ прокурорский надзор, сейчас в Московской академии предпринимательства участвую в госкомиссии. И во время приема госэкзамена, и когда принимаю людей на работу (я являюсь председателем аттестационной комиссии), приходится сталкиваться с «браком юридическим». К сожалению, наши вузы не всегда готовят квалифицированные кадры. Кандидатов юридических наук у нас мало, про докторов уже не говорю.
— Вы единственный в области.
— Я к этому моменту только подхожу, докторскую диссертацию завершил, но когда пришлют диплом — через шесть месяцев и можно будет говорить утвердительно. В настоящий момент в Приамурье нет ни одного доктора юридических наук. К примеру, в ДВГУ, где я преподавал, только на одной кафедре криминалистики три доктора наук, профессора, на кафедре уголовного права — пять. Школа там старая — уже 50 лет юрфаку. Многое ведь зависит еще и от качества преподавания.
Не зря сегодня на самом высоком уровне говорят о низком уровне подготовки юристов, что надо сокращать число юрфаков в непрофильных вузах. И я в этом вопросе полностью согласен с президентом. Вузы, которые были раньше ключевыми, где работают кадры высокой пробы, выпускают хороших специалистов. А к тем, кто погнался за модой, деньгами и экономическим эффектом, есть большие вопросы. Все, конечно, проходят лицензирование. И, я думаю, сейчас условия лицензирования будут ужесточены. Часть вузов и юрфаков, конечно, закроется.
— В том числе и у нас?
— Покажет время. Скажу только, что после 2012 года во Владивостоке планируют создать федеральный университет. Думаю, он тоже оттянет на себя часть функций по лицензированию и подготовке кадров. Беда в том, что никто сегодня не занимается исследованием. Мы не знаем, сколько тех же юристов необходимо выпускать в год, чтобы была насыщенность предприятий и организаций. Переизбыток и юридических, и экономических кадров по всей стране. И у нас в области не все юристы задействованы, могут найти работу. Единственный плюс в том, что люди изучают юриспруденцию, получают правовое образование. С точки зрения просвещения населения это положительный момент.
— А что скажете по поводу предложения запретить в России получение заочного юридического образования?
— С этим я в корне не согласен. Допустим, человек работает в правоохранительной системе, но в свое время не смог получить образование. Или у человека другая специальность (инженер, строитель, механик, педагог), но ему необходимо по квалификационным требованиям получить юридическое образование. Я считаю, ничего плохого в том, что он получит второе юридическое образование, нет. А если школу окончил, на работу не устраивается, а идет на заочное обучение, чтобы было больше времени погулять, — такое я не приветствую.
На мой взгляд, надо вернуться к той системе, как раньше было: на заочное обучение принимать только тех, кто работает и юридическое образование им необходимо. И вернуться к системе распределения, так называемой целевой подготовке. В частности, мы в прокуратуре идем по такому пути — наши целевики получают образование в вузах. Правда, не здесь, а в Санкт-Петербурге и Москве.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии