Уже осенью первые железнодорожные составы с нефтью должны отправиться из Приамурья к берегу Тихого океана. Наш корреспондент побывал в бухте Козьмино и узнал, как здесь готовятся к приему поездов из Амурской области, а также, что даст проект ВСТО жителям региона.
Стройка XXI века
По словам нефтяников, инфраструктуру нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» нельзя сравнить ни с одним аналогичным проектом в России. Новейшие технологии и последние разработки ученых, а вместе с этим масштабы стройки дают полное основание говорить о ВСТО, как второй Байкало-Амурской магистрали, которая была названа стройкой XX века. Как и железная дорога, так и нефтепровод дали новый толчок для развития территории.
Рабочие места, дополнительные налоговые поступления еще на этапе строительства почувствовали ряд улусов Якутии, Тындинский и Сковородинский районы Амурской области, Находкинский в Приморском крае. Напомним, что первая очередь проекта ВСТО предусматривает сооружение нефтепровода от Тайшета до Сковородина длиной 2694 километра. В конечной точке нефть будет наливаться в цистерны и по железной дороге отправляться в морской порт Козьмино, оттуда углеводороды пойдут к потребителям уже в танкерах. Таким образом будут задействованы сразу три вида транспорта: трубопроводный, железнодорожный, морской, соответственно, и работу получат представители сразу нескольких отраслей. В большей степени от реализации проекта выигрывает Приморский край, который станет перевалочным пунктом при транспортировке нефти: на этот регион приходится и больше всего инвестиций.
— Отсутствие трубопроводной инфраструктуры на востоке страны сдерживает разработку перспективных нефтяных месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а отсутствие собственных мощных глубоководных нефтепортов в Дальневосточном регионе лишает государство возможности расширять рынки сбыта энергоресурсов в сопредельных странах, проникновение куда исключительно важно с точки зрения реализации долговременных государственных интересов России, — отметил вице-президент ОАО «Транснефть» Анатолий Безверхов. — Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино — это неотъемлемая часть проекта ВСТО, и его строительство и ввод в эксплуатацию играют важную роль в развитии региона. Это прежде всего промышленный и социальный рост Приморского края, развитие транспортной инфраструктуры, подъем смежных отраслей промышленности.
Русская нефть на японских рельсах
Комплекс по сливу нефти на берегу Тихого океана предусматривает несколько объектов. Первый — это новая железнодорожная станция Грузовая, куда будут приходить составы. Здесь уже построены 11 путей, которые предусмотрены для маневрирования поездов, в сутки здесь планируется обрабатывать около тысячи цистерн. Компания «Российские железные дороги» в свою очередь проводит масштабную реконструкцию участка Уссурийск—Находка для пропуска тяжеловесных поездов с нефтью.
— Перед нами стоит задача перевезти весь предъявляемый компанией «Транснефть» груз, для этого мы специально ввели в эксплуатацию новые электровозы «Ермак», усиливаем путь. В ближайшее время здесь появятся японские рельсы, срок службы которых больше российских, на подходе к станции Находка-Восточная строим вторые пути, — рассказывает Андрей Ваулин, заместитель начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги. — 15 миллионов тонн нефти — это дополнительные 15 составов в сутки, для нас это солидный объем грузов. Он позволит выйти из кризисной ситуации, сложившейся на сети железных дорог. Здесь выиграют не только владивостокские железнодорожники, но и амурчане, хабаровчане, ведь нефть пойдет и по этим регионам.
В 23 километрах от станции Грузовая идет строительство нефтебазы с 8 резервуарами объемом по 50 тысяч тонн каждый. Работы на площадке ведутся круглосуточно, задействовано более 750 человек, 250 единиц техники. На берегу Тихого океана в бухте Козьмино завершаются работы по возведению нефтепирса. Это уникальный объект, к которому смогут подходить суда с водоизмещением в 150 тысяч тонн.
— Этот порт будет отличаться от других в первую очередь тем, что будет новым. Строится он с применением самых современных технологий, которые гарантируют промышленную безопасность объекта. Датчики смогут контролировать различные показатели: скорость судна и морских течений, высоту волны, расстояние от танкера до причала с точностью до сантиметра, что позволит уменьшить влияние человеческого фактора на процесс швартовки, — объясняет Лев Панченко, генеральный директор ООО «СМПН Козьмино». — Проектом предусмотрена установка рекуперации паров — для улавливания газов, вытесняемых танкерами во время налива нефти. Эти летучие углеводороды после переработки можно использовать в качестве сырья для котельных.
В бухте Козьмино завершился монтаж метеорологического оборудования, которое позволит измерять температуру воды, ее соленость, уровень моря и волнения. Эти данные необходимы не только для обеспечения безопасности строительства нефтепорта, но и для организации судоходства в этом районе.
Нефтяная волна с длинным рублем
Строительство порта нарушило размеренную жизнь старожилов поселка Козьмино. Раньше здесь был тупик, поэтому никогда не было такого интенсивного движения. Сегодня же рядом с домами каждую минуту снуют тяжелые машины, работают бульдозеры и экскаваторы. Строители обещают, что это временно и уже через несколько месяцев здесь будет проведена рекультивация, все откосы отсыпаны грунтом и высажена трава. Жителей морской Находки взбудоражило известие о следующей грандиозной стройке — сооружении нефтеперерабатывающего завода. Уже согласовано место для производства бензина, определен и инвестор — компания «Роснефть».
— Слишком много промышленности вокруг Находки: порты, терминалы, заводы, а чем нам остается дышать, где купаться, если все вокруг будет занято пирсами, — возмущается Олег Ветров, житель Находки. — Эта стройка может негативно сказаться на туризме, люди станут меньше к нам ездить.
Но губернатор Приморского края Сергей Дарькин, который регулярно посещает строящиеся объекты, в своих интервью просит не драматизировать ситуацию. Плюсов от проекта гораздо больше, чем минусов. Любое развитие территории неразрывно связано с изменением природы и уклада жизни местного населения. Прежде всего у людей появляется стабильная работа и высокая зарплата. На строительстве терминала она доходит у рабочих до 60 тысяч рублей.
В конце 2009 года в порт Козьмино должна прийти первая нефть. В декабре первая очередь ВСТО будет завершена. В следующем году планируется начать реализацию второй очереди со строительством нефтепровода от Сковородина до бухты Козьмино. Большая часть трубы пройдет по территории Амурской области, далее — по Хабаровскому и Приморскому краям.
Сковородино на финише
В завершающей стадии работы и на нефтеналивном терминале в Сковородине. Здесь уже построены железнодорожные пути для цистерн, возводятся эстакады для налива нефти, заканчивается сооружение нефтеперекачивающей станции рядом с Большим Невером. Как и в Приморье, этот проект коренным образом изменил социально-экономическое положение в Сковородинском районе. Увеличились налоговые поступления в местный бюджет, появились новые рабочие места.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии