«Прочитай» орнамент
Марина Захарова родилась в эвенкийской семье и знает о традициях своего народа практически все. Она работает в школе учителем технологии и пытается сделать все, чтобы научить современную молодежь тому, что умеет сама, и тому, что переняла от своих бабушек и дедушек.
Как говорит Марина Михайловна, она с детства любила посидеть рядом со своей бабушкой. Брала в руки ножницы, иголку и повторяла за ней все, что она делала. Прежде чем сшить из шкуры куртку, перчатки или унты, ее надо было выделать: обкурить, хорошенько промять, сделать мягкой и эластичной. Потом на бересте чертилась выкройка, по которой и шилась та или иная вещь. Особенно интересен для девушки был процесс вышивания на ровдуге — замше из оленьей шкуры. Из нее шили перчатки, рукавицы, унты. Перчатки, например, расшивались на каждом пальце. Получалась красота — глаз не оторвать.
— У мастериц к старости все пальцы в шишках были от иголок и наперстков, — вспоминает Марина Захарова, — но они гордились тем, что делали. И узоры практически ни у одной не повторялись. Это повелось с давних времен, когда еще не было письменности, поэтому женщины выражали свои чувства и мысли с помощью знаков и пиктограмм. В орнаменте используются точки, линии, и их можно прочитать. В узоре я могу увидеть дуновение ветра, движение животного. Зигзаг, например, выражает бурю, ветер или пургу. Линия — покой, крестик — это человек, ромб — мужество и сила, квадрат — ограниченное пространство. И когда все эти элементы соединяются, получается орнамент и рассказ. У всех северных народов — якутов, ненцев, эвенков — разные узоры. Они похожи только на первый взгляд, но на самом деле сильно отличаются.
Фамилия семьи Марины Михайловны — Захаровы. Когда славяне стали осваивать север и Дальний Восток, то принесли свои обычаи и традиции, считая, что северные народности отстают в развитии. И даже стали называть их по-своему. Но сегодня практически каждый эвенк помнит имя своего рода. Захаровы когда-то звались Ланорки (белый олень). Поначалу и православные имена, которые давали им священники, эвенки произносили на свой лад: Василий — Баилай, Марина — Марье, Настя — Наста.
Весной Марина Михайловна побывала в Нерюнгри на всероссийском съезде эвенков. Говорит, была удивлена таким количеством делегатов, среди которых было более 100 народностей из Якутии, Красноярского края, Томской области.
— Проблемы у эвенков одни и те же, — отмечает Марина Захарова. — раньше охотугодья наши отцы передавали по наследству, а сегодня эти территории интенсивно осваиваются: строятся железные дороги, заводы, прокладываются нефтепроводы. Когда началось строительство железнодорожной ветки Улак—Эльга, мой брат, который занимается оленеводством, хотел перегнать стадо в другое место и лишился половины оленей. Животных не заставишь жить в другом месте, они все равно будут возвращаться на свои пастбища, а по пути погибнут от рук браконьеров или их загубят хищники. Об этом мы говорили на съезде: территории, на которых эвенки проживают испокон веков, должны принадлежать им. Мы не можем оставить потомкам пустое безжизненное пространство.
Северные бабочки
Бомнакская школа — «миллионер». Два года назад она получила миллион по нацпроекту «Образование», и часть средств руководство школы потратило на покупку материалов для уроков технологии.
— В нашей школе 83 ученика, ровно половина из них — эвенкийские ребята, — говорит директор Бомнакской школы Марина Подолько. — И, конечно же, мы стараемся, чтобы они знали свои традиции, не забывали о народном творчестве. Поэтому у нас работают эколого-краеведческий и художественно-эстетический кружки. Со второго по восьмой класс дети изучают эвенкийский язык. Татьяна Федорова второй год занимается с мальчиками и девочками хореографией. На деньги, поступившие по нацпроекту, мы смогли сшить замечательные национальные костюмы для выступлений.
«Ляридо» в переводе с эвенкийского языка означает бабочка. Именно так школьники назвали свой хореографический ансамбль. Костюмы для него изготовлены в мастерской Марины Михайловны. Учитель вместе со своими учениками сшили их из современных материалов, но отделку сделали, соблюдая эвенкийские традиции.
— Мои девочки с удовольствием занимаются рукоделием, и хотя дома они, конечно, не сидят с иголкой в руках, я рада тому, что все-таки сумела их чему-то научить, — не скрывает гордости Марина Захарова.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии