Деньги ему должны были передать родственники обвиняемой по уголовному делу, связанному с оптовыми поставками и сбытом наркотиков. Но воспользоваться «нечистым» заработком старшему лейтенанту полиции не удалось — оборотня в погонах разоблачил отдел собственной безопасности Управления ФСКН России по Амурской области. Как своевременно выявить и пресечь преступления с коррупционной начинкой, а также позаботиться о чистоте рядов — служебными «тайнами» с корреспондентом «АП» поделился помощник начальника управления — начальник отдела собственной безопасности Александр Миронов.
Из лучших — в оборотни
В течение 2007 года сотрудники УФСКН России по Амурской области работали по уголовному делу, связанному с оптовыми поставками и сбытом маковой соломы. Подозреваемая — одна из благовещенских предпринимательниц — только в 2006 году ввезла в регион более 150 тонн макового зелья. Это дело и так обещало стать своего рода «историческим»: опыт работы амурских наркополицейских по пресечению оборота семян опийного мака был одним из первых в России. Но запомнилось оно еще и коррупционным скандалом.
Ведение предварительного следствия по уголовному делу поручили старшему следователю следственной службы ведомства Евгению Юклову. За плечами у 32-летнего мужчины был опыт следственной работы в УВД области, в Госнаркоконтроле на тот момент он служил третий год и зарекомендовал себя как один из лучших. Но если на службе у парня все шло гладко, то в личной жизни были проблемы. Он пристрастился к игровым автоматам и влез в огромные долги.
— Сопровождать это уголовное дело наш отдел стал с самого начала, — прокомментировал начальник отдела собственной безопасности Александр Миронов. — Мы знали, что в деле фигурирует состоятельный предприниматель, а значит, не исключается возможность подкупа.
И, как оказалось, не зря. В 2008 году в ОСБ поступила информация о встрече в неслужебное время Юклова и сестры подозреваемой. Опытным оперативникам сразу стало ясно, что дело нечисто. Начали копать и выяснилось: следователь потребовал с родственников наркобаронши миллион рублей за «освобождение» арестованного имущества. А выкупать действительно было что: квартиру и два магазина общей стоимостью порядка семи миллионов.
В январе 2008 года следователю передали часть выкупа — около 400 тысяч рублей. Кстати, посредником выступал адвокат подозреваемой, солидное вознаграждение предусматривалось и ему. Но осуществить задуманное до конца Юклову не удалось, в его планы вмешались сотрудники подразделения собственной безопасности.
Судебное разбирательство в отношении следователя-взяточника и адвоката завершилось. 10 июня областной суд вынес приговор: бывшему следователю 7 лет и 6 месяцев колонии строгого режима. Однако за осужденным осталось право на кассационную жалобу. Адвоката обязали выплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Кроме того, на три года его лишили права заниматься адвокатской деятельностью.
Сработать на опережение
За шесть лет со дня создания амурского управления Госнаркоконтроля, а значит и подразделения собственной безопасности, таких громких дел с коррупционной составляющей было только два, и оба в отношении следователей. В 2008 году один из сотрудников ведомства получил четыре года условно за разглашение гостайны. Следователь предупредил членов преступной группы о предстоящей спецоперации и обысках. До приезда наркополиции все улики были уничтожены.
Вообще же о любых попытках подкупа со стороны подозреваемых или его родственников сотрудник Госнаркоконтроля обязан незамедлительно отрапортовать руководству. А случаев таких немало — в наркобизнесе крутятся огромные деньги, и преступники любыми способами ищут путь к свободе. Но если сотрудник утаит предложение о взятке, то неминуемо увольнение. И это еще в лучшем случае.
Но, как известно, проще предотвратить, чем лечить. Также и в работе ОСБ: усилия сотрудников отдела в первую очередь направлены на профилактику и пресечение фактов должностных злоупотреблений.
— Главное в нашей работе — вскрыть должностные преступления вовремя, не дожидаясь, когда к нам придут извне и сообщат о противоправных действиях наших сотрудников, — говорит Александр Владимирович. Все, что связано сегодня с коррупцией и взяточничеством, особенно во властных и правоохранительных структурах, имеет широкую общественную огласку. Наряду с терроризмом, торговлей наркотиками и оружием коррупция рассматривается как угроза безопасности России.
Сериальных страстей нет
Борьба с коррупцией не единственное направление работы отдела собственной безопасности. В задачи подразделения входит обеспечение защиты сотрудников наркополиции, членов их семей и свидетелей.
— Угроз в адрес наших сотрудников поступает немало, — рассказал подполковник полиции Миронов. — Мы отслеживаем ситуацию, и пресекаем такие моменты на корню.
К счастью, серьезных инцидентов по этой линии в Приамурье не было. Угрозы так и остаются угрозами на словах. Ничего похожего на сериалы: семьи сотрудников не прячут на съемных квартирах, а свидетелям не меняют внешность и документы.
Собеседование «с пристрастием» и личный психолог
Всевидящее «око» отдела собственной безопасности следит не только за действующими сотрудниками Управления. Серьезно поставлена работа по формированию кадрового состава ведомства.
Всех соискателей ждет жесткий отбор по профессиональным и личным качествам. Так, одна проверка данных, указанных в анкете кандидата, длится около полугода. Затем потенциального сотрудника ждет тестирование в Центре психофизиологической диагностики в медицинско-санитарной части УВД по Амурской области.
— Сотрудники нашей службы проходят психологическое тестирование, — прокомментировал «АП» помощник начальника управления — начальник отдела кадров и воспитательной работы Александр Грозин. — Чем опаснее должность, допустим, оперативный состав, тем больше требований предъявляется к психологической устойчивости кандидата. Оперативники работают в непростых условиях, больше подвержены стрессовым ситуациям. Такой сотрудник должен быть не просто физически здоров, но и морально и психологически крепок.
Но вердикт — принять на службу или отказать — вынесет отдел собственной безопасности. Все кандидаты проходят собеседование «с пристрастием». Правда, методы своей работы с новичками «АП» не раскрыли — они под грифом «секретно».
— С начала 2008 года было отказано 34 кандидатам, желающим устроиться к нам на службу, — привел цифры Александр Миронов. — Могу сказать, что это немало. Желающих «внедриться» в наши ряды достаточно. Главный критерий отбора — отсутствие криминального прошлого и связей.
Кстати, в ближайшее время на службу в амурское управление ФСКН России примут психолога.
— В ФСКН России объявили о необходимости создания психологической службы. И понятно, в связи с чем поступило такое распоряжение — достаточно вспомнить московские события с расстрелом невинных людей сотрудником милиции, — рассказал Александр Грозин. — В нашем управлении пока будет один психолог, он пройдет обучение в Москве.
По словам Александра Степановича, такое «приобретение» пойдет только на пользу ведомству. Сопровождение психологом оперативно-служебной деятельности поможет стабилизировать обстановку в коллективе, исключить конфликтные ситуации, вовремя оказать поддержку сотрудникам и их семьям.
Звони
В отделе собственной безопасности УФСКН России по Амурской области начал работу телефон доверия. Набрав номер 8 (41 62) 225 – 648, можно сообщить обо всех фактах должностных злоупотреблений сотрудниками наркоконтроля.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии