Дмитрий Горник репетирует так заразительно, что это становится отдельным спектаклем.
Дмитрий Горник репетирует так заразительно, что это становится отдельным спектаклем.

В основе «Торжества любви» — классическая пьеса французского драматурга 18 века. Предыдущий спектакль Дмитрия Горника — тоже классика, «Прозоровы: взгляд из будущего» режиссер поставил по «Трем сестрам» Чехова. Поэтому разговор был сразу о двух работах.

— Дмитрий Алексеевич, почему «Торжество любви», отчего столько пафоса?

— «Торжество любви» — это оригинальное название пьесы Пьера Мариво. Я ничего не стал менять.

— «Трех сестер» у Чехова, тем не менее, поменяли…

— «Прозоровы» — это была авторская работа, концептуальный режиссерский спектакль. Поэтому я имел моральное право кое-что в нем поменять, в том числе и название, чтобы оно более полно отражало режиссерскую концепцию. Я задумал спектакль как серьезный взгляд на Чехова из 21 века. Сегодня уже могу говорить о том, что в «Прозоровых» было достаточно много интересных вещей — в Москве этот спектакль уже посмотрели критики, дали многому свою оценку. В «Прозоровых» есть оригинальные вещи, которых прежде никто не делал в «Трех сестрах». Когда работаешь над классикой, порой поворот лица может изменить взгляд на концепцию того или иного персонажа. Конечно, все эти «повороты» я делал не ради оригинальности, а потому что в театре был юбилей, потому что грядет год чеховского юбилея, кроме того, это дань моему любимому драматургу. Я решил серьезно проработать этот материал, и что-то у меня получилось. Во всяком случае, это не стыдно показать.

— То есть получился спектакль и для ценителей, и для широкого зрителя?

— Я рад, что благовещенский театральный зритель оценил эту постановку. Казалось бы, парадокс — у вас всего один драматический театр, и откуда бы здесь взяться искушенному зрителю? Но к вам привозят много антрепризных спектаклей, люди, которые интересуются театральным искусством, полагаю, смотрят спектакли не только в Благовещенске.

— «Торжество любви» заявлено как лирическая комедия. Это чтобы народ, уставший от кризиса, которым «грузит» телевидение, наконец отдохнул?

— Вся Россия почему-то жаждет комедий. С кем ни поговоришь из директоров российских театров, все хотят только комедию. Поэтому я при случае подыскиваю и перечитываю комедийные пьесы, которые можно использовать на перспективные постановки. Вот одна из них — «Торжество любви» Пьера Мариво. Тут есть еще один нюанс, который нужно учитывать, — экономический. Режиссеры предлагают не просто хорошую комедию. Предпочтение отдается таким пьесам, чтобы не надо было платить автору, переводчику. Поэтому многие берут сейчас классические произведения. И это очень хорошо, потому что классику немного подзабыли. Не было бы счастья, да несчастье помогло, как говорится.

— Действительно, подзабыли. Имя драматурга Мариво я впервые услышала от вас, между прочим. Несмотря на мое филологическое образование.

— У него масса пьес, и достаточно неплохих. Он пишет очень интересно. В частности, в основе этой комедии лежит очень серьезная тема. Звучит парадоксально — серьезность в комедии, но этим пьеса и интересна. Фундамент пьесы — доблесть, любовь, честь, а это категории совсем не комедийные. На сцене стоит трон в виде золотой клетки. Человек живет в золотой клетке — у него все есть, но он несвободен. И вот эту клетку в течение спектакля нам нужно разрушить и помочь ему вырваться на свободу. То есть совсем не комедийная проблематика. Этим пьеса мне и понравилась. Стержень серьезен, но спираль, которая опутывает этот стержень, — комедийна. В пьесе существует две параллельных линии — лирическая линия влюбленных (принц и принцесса), а все, что вокруг них, — комедия в чистом виде. К лирике я решил добавить веселое сочетание красок, вплоть до клоунады, чтобы извиниться перед зрителем — их пригласили на комедию, а на сцене вдруг начинаются лирические вещи, вплоть до драматизма, вызывающие слезу. Поэтому я добавил много игр, фарсовых этюдов.

— Это классическая французская комедия, сохраняющая правило трех единств (времени, места и действия). Знаю, что актеры поначалу были в недоумении — как это играть? Ведь современный зритель привык к динамике и смене декораций.

— Действительно, это классическая пьеса, она сродни пьесам Мольера, Бомарше. И когда актерам прочли пьесу впервые, они сидели с каменными лицами. Но потом я им показал, как это все будет, рассказал свои придумки, и артисты «загорелись». В спектакле много деталей, узнаваемых для зрителя. Думаю, что минут через 15 зритель забудет, что это французская классическая пьеса 18 века, и будет смотреть нормальную современную историю.

Восемь премьер в честь 125-летия

Юбилейный 125-й сезон для Амурского театра драмы был непростым, но плодотворным. Было поставлено 8 премьерных спектаклей, в том числе и по классическим произведениям («Прозоровы: взгляд из будущего» по Чехову, «Ва-банк» по Островскому, «Маскарад» по драме Лермонтова).

С амурскими актерами работали режиссеры из Москвы, Орла, Иркутска.

Достижением минувшего сезона стало то, что постановочная группа спектакля «Маскарад» была удостоена амурской премии в области культуры и искусства в номинации «профессиональное искусство».

Постановку «Прозоровы: взгляд из будущего» театр с большим успехом показал в Чехов-центре в Южно-Сахалинске на открытии Года Чехова в России. В очередной раз прошли гастроли по области.

— К сожалению, у нас не получилось из-за кризиса дальних гастролей, — говорит директор Амурского театра драмы Татьяна Бедина. — На будущий год запланируем то, что не получилось в этом — гастроли в Хабаровске и по Хабаровскому краю, вплоть до Ванина и Совгавани.

Директор театра надеется на пополнение труппы в этом году выпускниками театральных вузов и училищ.

— Может быть, кризис сыграет положительную роль — не будут все ехать «в Москву, в Москву!», как было предыдущие два года, — предполагает Татьяна Федоровна. — Надеемся принять в актерский состав пять свежих единиц.

С этого года получено разрешение на открытие курса актерского искусства на базе областного училища культуры, уже объявлен набор. Ведутся переговоры с будущим мастером-руководителем курса.

В новом сезоне, который откроется осенью, театр планирует несколько новых постановок. Это будут и классика, и коммерческие спектакли, и постановки для детей. Будут работать режиссеры, с которыми у театра уже сложились творческие контакты, возможно, круг постановщиков расширится. Всех секретов нового сезона в театре раскрывать не стали. Поделились только одним: в декабре пройдет бенефис народного артиста России Владимира Матвеева в честь его 70-летия.

Интересно

281спектакль сыграли артисты театра драмы за сезон

70 тысяч зрителей побывали на спектаклях театра в течение года

Возрастная категория материалов: 18+