Сокращение как спасение
— Николай Леонтьевич, судя по вашей работе — Амурская область почувствовала на себе последствия кризиса?
— Негативные последствия есть однозначно, но наша область — не исключение, такая ситуация в очень многих субъектах. Хотя сказать, что в Приамурье резко проявились последствия финансового кризиса, нельзя. Нарушений в сфере трудовых правоотношений, действительно, больше. Но не потому, что был какой-то всплеск, а потому, что прокуроры и контролирующие органы более пристально стали заниматься этими вопросами.
— Но люди стали к вам чаще обращаться?
— Да, заявлений на нарушение трудовых прав стало больше на 7 процентов. Обоснованным является каждое второе обращение.
— Какая самая острая проблема?
— Невыплата заработной платы. С 1 января суммарная задолженность по заработной плате увеличилась с 9 миллионов рублей до 23 миллионов в марте. Но сейчас идет тенденция к поэтапному снижению задолженности: на сегодняшний день она составляет около 13,4 миллиона рублей. При этом львиная доля — около 15,4 миллиона — приходится на Благовещенский спиртзавод. Есть предприятия-должники в Белогорске, Райчихинске, Магдагачах, Тындинском районе. В таких случаях в интересах работников мы обращаемся в суд.
— Сложно взыскать средства с предприятий-должников?
— В этом году таких случаев у нас не было, но в прошлом году такой пример был: в Райчихинске было обанкрочено ООО «Надежда», в результате зарплата оказалась не выплачена.
— Аналогичная ситуация была и на ряде предприятий, задействованных на строительстве дороги Улак — Эльга. Наша газета писала о том, что в результате махинаций люди остались в обанкроченных организациях и без зарплаты.
— Мы обратили на это внимание, и я изучил ситуацию — там были определенные нарушения закона на стадии создания подобных предприятий. К сожалению, там, где конкурсная процедура окончена и предприятие исключено из реестра, взыскать с него деньги уже невозможно. Мною приняты меры по профилактике подобных случаев. По искам прокуроров часть работников получили заработную плату.
— Какие предприятия наиболее неблагонадежны в вопросе невыплаты зарплат?
— Вы знаете, всех помаленьку. Это и ЖКХ, и строительные, и транспортные компании. С 1 января мы только надзорных проверок провели 494, по их итогам внесено 271представление по разрешению трудовых отношений, к дисциплинарной ответственности привлечено 145 должностных лиц, к административной — 167, дисквалифицировано 5 руководителей. В суд направлено 7 тысяч 887 заявлений, если сравнивать с прошлым годом, то на этот период их было 800.
— С чем связана такая активность?
— Мы приняли жесткие меры по проверке соблюдения трудового законодательства — это была прокурорская инициатива. Подобная активизация является реальной профилактикой риска обострения социальной обстановки. Представляете, кризис, задерживают зарплату, а у человека семья, дети. Какое у него состояние? А благодаря этим мерам люди сегодня получают зарплату.
— Прокуроры проверяют соблюдение процедуры сокращения, введения ограничения рабочего времени, которые прошли на многих предприятиях?
— Безусловно. В основном подобные нарушения мы выявляли и профилактировали в первом квартале текущего года. Особенно процедуру сокращения на предприятиях, пресекали и наказывали за несоблюдение требований о своевременном уведомлении органов занятости, предотвращали попытки введения необоснованно сокращенного рабочего времени. Но, понимаете, процедура введения сокращенного рабочего дня сама по себе не является нарушением, если при этом соблюдены условия закона. И, в общем-то, в некоторых случаях она была введена обоснованно и позволила сохранить как трудовой коллектив, так и предприятие.
— Нам поступают жалобы с Тындинского отделения железной дороги: там людей массово заставляют писать заявления на часть оплачиваемого отпуска или отпуска без содержания, при этом они продолжают работать.
— Мы бы занялись этой проблемой, и такая информация у нас есть. Но, увы, это предприятие нам не поднадзорно — это полномочия транспортной прокуратуры. Мы им информацию передали.
Вызов коррупции
— С 1 мая проверка субъектов малого и среднего бизнеса контролирующими органами вне графика возможна только с разрешения прокуратуры. Однако не все предприниматели верят в эффективность закона, так как проверки продолжаются.
— Я говорил, говорю и всегда буду говорить: свобода предпринимательства не означает беспредел предпринимательства. И здесь должен быть баланс: свобода законного предпринимательства и соблюдение законных прав потребителя. Уверения о том, что закон принят, но ничего не изменится, голословны. С момента введения в действие федерального закона № 294 органы, имеющие право на проведение контрольно-надзорных мероприятий, обратились на согласование 68 внеплановых выездных проверок. Получили согласование только 3. И теперь покажите мне того, который говорит, что ничего не изменилось — его бы уже 65 раз перетрясли! Это во-первых. Во-вторых, часть правоотношений не попадает под действие закона — это плановые проверки, по которым нарушения были выявлены ранее.
Этот закон имеет основную цель — исключить возможность проведения заказных проверок и устранить их коррупциногенную составляющую. Кроме того, это должно привести к тому, что контролирующие надзорные органы будут работать там, где действительно есть нарушения, а не там, где их выявить проще всего.
— Раз мы заговорили о коррупции. Борьба с нею идет на всех уровнях власти. Насколько эффективна она в нашей области?
— Чтобы ответить на ваш вопрос, необходим не один час! (смеется). Когда мы говорим о коррупции, СМИ, как правило, интересует: сколько дел возбудили, сколько находится в суде и будут ли еще уголовные дела. Но важно не это — важно, чтобы этих дел вообще не было! Важна профилактика, и по инициативе прокуратуры проводятся надзорные мероприятия по профилактике коррупционных проявлений, устранения причин и условий их появления.
С начала этого года органами прокуратуры Амурской области выявлено свыше тысячи нарушений в сфере противодействия коррупции, в прошлом году за этот же период — 200. Мы направили более 300 представлений о нарушении федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечено более 100 должностных лиц, опротестовано свыше 300 незаконных правовых актов. В суды направлено более 20 заявлений, возбуждено порядка 20 дел об административных правонарушениях.
— Какие профессии наиболее коррупциногенные?
— Государственные и муниципальные служащие, правоохранители, врачи, преподаватели. Есть небольшой процент госслужащих, обладающих надзорными или контролирующими функциями. Больше всего нарушений мы выявляем в работе государственных и муниципальных служащих. Это несоблюдение требований законодательства при приеме на государственную и муниципальную службу. Выявлялись нарушения, когда муниципальный служащий состоял в близком родстве со своим руководителем. Были факты совмещения службы с предпринимательской деятельностью. Достаточно нарушений было выявлено при соблюдении требований ФЗ № 94 «О государственном и муниципальном заказе». Но я не могу сказать, что эти нарушения закона были умышленными — закон достаточно сложный, отсюда и ошибки в его реализации.
— Николай Леонтьевич, спасибо за беседу. В Амурской области довольно часто меняются прокуроры, надеемся, вы останетесь здесь надолго.
— Спасибо вам. Пока руководство считает необходимым, чтобы я служил здесь, буду служить.
Участника ДТП уволят из прокуратуры
Наша газета следит за ситуацией в Зее, где произошло громкое ДТП с участием прокурорского работника. Он до сих пор работает в надзорном ведомстве, вопрос о его дальнейшем будущем был задан прокурору.
— Сейчас участник ДТП — Павел Смирнов — из органов прокуратуры не уволен, — подчеркнул Николай Пилипчук. — 31 мая он вышел с больничного, а с 1 июня до 17 июля ушел в отпуск в соответствии с графиком. На данный момент проводится предварительное следствие по уголовному делу, но обвинение не предъявлено. И вы поймите меня правильно: я не могу вмешиваться в него и давать следователю какие-либо указания. Я уверен, что следствие проходит компетентно. И до тех пор, пока не будет процессуального решения, я не могу принимать решение по мере ответственности Смирнова — это не мои полномочия. Я не отказываюсь от своих слов, что если сотрудник прокуратуры виноват, никто покрывать его не будет. Я, как прокурор, в этом не заинтересован. Но в любом случае, по выходе Смирнова из отпуска мною принято решение о его увольнении. Добавлю, что после этого инцидента проведена проверка всего кадрового состава, по результатам которой за управление транспортным средством без документов уволен оперативный сотрудник прокуратуры.
Блиц-опрос
— Вы строгий начальник?
— Я демократичный, но требовательный.
— Ваши права часто нарушают?
— В магазинах иногда обсчитывают (смеется).
— Во сколько заканчивается ваш рабочий день?
— 21—22 часа.
— Ваша семья — это…
— Моя мама, жена и пятилетняя дочка.
— Ваша настольная книга.
— Настольная книга прокурора. Люблю романы Бушкова и Говарда.
— У вас есть хобби?
— Иногда выезжаю на охоту.
— У вас есть коллекции?
— Коллекционирую клинковое оружие. Главный экспонат — австрийский артиллерийский тесак 1817 года.
— О чем мечтаете?
— Отоспаться, а потом уехать в тайгу на рыбалку.
— Вы фаталист?
— Да, но не такой, как Лермонтов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии