Между тем во многих автошколах области к работе по новым правилам пока не готовы. С какими трудностями столкнулись начальники школ для водителей, выяснял корреспондент «АП».
Не боясь прогресса
Компьютеры и мультимедийные комплексы в учебных классах, автомобиль-тренажер для тех, кто еще не сидел за рулем, и даже аппаратно-программный комплекс (АПК) для тестирования психофизических качеств будущих водителей — все это для преподавателей Благовещенской объединенной технической школы РОСТО уже давно не мечта, а реальность. К новинкам для организации учебного процесса здесь стараются подходить, «опережая» законы. Руководство отслеживает опыт коллег из других регионов, изучает интернет-сайты. Интересные идеи стараются внедрить, не дожидаясь, пока этого начнет требовать законодательство. Практика показывает, что многие такие нововведения впоследствии становятся обязательными для всех.
— АПК для психофизического тестирования появился у нас больше года назад, —рассказывает начальник БОТШ РОСТО Владимир Банышев. — До настоящего времени тест на нем курсанты проходили только по желанию. Но если тестирование будет включено в экзаменационную программу, то выполнить это условие для нас не составит труда.
Хитроумное оборудование, позволяющее определить профпригодность будущего «рулевого», — не что иное, как компьютер, с установленной на нем программой. Тестируемый отвечает на заданные вопросы и получает вердикт — «годен» или «не годен». Когда в РОСТО приобретали устройство, его средняя цена на рынке была 40 тысяч рублей. Сейчас АПК стоит около 100 тысяч.
Видеокамеры внутри учебных автомобилей — еще одно требование новых правил — у работников автошколы пока только в проекте. Но уже определено, что этим оборудованием оснастят 6 из 25 машин. В действии аппаратура проявит себя на экзаменах по вождению. Видеозапись испытания будет являться документом, который позволит разрешить споры, которые порой возникают относительно объективности экзаменатора. Видеокомплект для одной машины обойдется автошколе в 76 тысяч рублей. Придется платить и за текущее обслуживание приборов. Кстати, первая фирма, которая осуществляет установку и техобслуживание подобного оборудования, в Благовещенске уже появилась.
Автодром — «миллионер»
Между тем основная статья расходов для приведения учебного процесса в соответствие новым требованиям — это не АПК и даже не видеокамеры. Серьезные вложения придется сделать в переоборудование автодрома. На сегодняшний день примерная смета работ приводит в замешательство даже такую опытную автошколу, как БОТШ РОСТО.
— Для того чтобы заасфальтировать нашу площадку для вождения, потребуется около 6 миллионов рублей, — делится расчетами Владимир Алексеевич. — К тому же нужно закупить оборудование. По нашим данным, современный городской светофор стоит около 1 миллиона рублей, а их нужно четыре. Плюс модель железнодорожного переезда, установка дорожных знаков, освещения, помещения для охраны. Можете представить, какая получится сумма.
Несмотря на то, что в желающих получить права школа недостатка не испытывает (ежемесячно из ее стен выпускается около 60 человек, каждый из которых платит за курсы 17 тысяч рублей), в одночасье потратить более 10 миллионов на переоборудование автодрома — сложная финансовая задача. Полностью решить ее в РОСТО планируют к 2011 году, когда школе предстоит проходить перелицензирование.
— Пока к нам не поступала информация, что все школы, которые не успели к первому июля оборудовать автодромы, будут закрыты, — отмечает начальник БОТШ. — Речь ведется о том, чтобы доработать «по-старому» до окончания срока лицензии. Проблемы начнутся после, когда лицензию нужно будет продлевать. Ее не продлят тем, у кого нет необходимой материально-технической базы. Надеемся, что мы в этот черный список не войдем.
Бедствие районного масштаба
Если в благовещенском РОСТО к переменам относятся вполне оптимистично, то в районных отделениях техшколы открыто заявляют о проблемах, которые принесли новые правила.
Начальник Тындинского филиала ГО РОСТО ДОСААФ в Сковородине Александр Бушмин уже приступил к поиску спонсоров для подготовки автодрома — иначе школа может прекратить свое существование уже в начале 2010-го.
— Лицензия заканчивается в январе будущего года, — отмечает Александр Михайлович. — Максимум в ноябре мы должны начать реконструкцию автодрома. Могу точно сказать, что у школы нет средств для того, чтобы выполнить все требования, которые к нам предъявляют. Поэтому надежда только на спонсоров, которых тоже пока нет.
Стоимость обучения водителей категории «В» в сковородинской школе почти как в областном центре —16 тысяч рублей. Тем не менее спрос на этот вид образовательных услуг весьма высок. Каждые полтора месяца здесь выпускается группа из 30 человек. Где и как будут получать права местные жители, если школа закроется, неизвестно.
Еще серьезнее ситуация с автошколами в небольших муниципальных образованиях. Там, где нет филиалов таких «брендовых» школ, как РОСТО, автолюбителей, как правило, обучают на курсах, организованных при средних школах, профтех-училищах или муниципальных образовательных центрах.
В Константиновке выучиться на категорию «В» можно на курсах при ПУ № 21. Учебный процесс группы растянут на 5 месяцев («курсанты» занимаются 3 раза в неделю). Стоимость обучения — 4 тысячи рублей, оплата ГСМ для учебных авто — отдельно. Сейчас здесь тоже поговаривают о закрытии.
— Создать такую материально-техническую базу, которую требуют новые правила, для нас практически нереально, — констатирует заместитель директора ПУ Борис Жигалов. — поэтому мы, скорее всего, новую коммерческую группу на категорию «В» уже набирать не будем — не успеем выпустить. Но волнует нас не столько эта, сколько другая проблема: что будет дальше с нашей основной деятельностью — обучением трактористов-машинистов и водителей категории «С». Ведь для того чтобы получить эту категорию, надо будет тоже сдавать экзамен, и тоже на оборудованном автодроме. Так что, очевидно, некоторые сельхозпрофессии из нашей программы также придется исключать.
Инспектора томятся в ожидании
Пока начальники автошкол составляют сметы и обдумывают будущее, в ГИБДД ждут выхода в свет новой методики приема экзаменов. До тех пор, пока соответствующий документ не принят на федеральном уровне, курсанты автошкол будут сдавать экзамены в привычном режиме.
— Нам известно, что в связи с введением новых правил работы автошкол для инспекторов ГИБДД разрабатывается соответствующая методика, — пояснил старший госинспектор управления ГИБДД по Амурской области Алексей Братковский. — Это будет тот самый документ, в котором указано, как принимать экзамены на переоборудованном автодроме, и с учетом остальных новых условий. Сроки появления методики пока остаются открытыми, и до тех пор, пока она не принята, система сдачи экзаменов остается прежней. Прежним остается и главное условие, предъявляемое нами к автошколам, — мы работаем только с теми, у кого есть лицензии.
Победные часы
По наблюдениям опытных работников автошкол, корректировки в программу или в организацию процесса обучения на протяжении последних 10 лет вносились не менее шести раз.
Это были и изменения правил дорожного движения, и переход на компьютерный вариант сдачи теоретической части экзамена, и требования усовершенствовать материально-техническую базу автошкол. Одним из последних нововведений в программу обучения стало увеличение количества обязательных учебных часов практики вождения с января этого года с 32 до 50. Новшество способствовало повышению цен на водительские курсы. В Благовещенске оно составило в среднем 3—4 тысячи рублей (в Москве — 10 тысяч). Однако специалисты отмечают и плюсы такого нововведения: процент успешной сдачи практической части экзамена в ГАИ стал выше. Так, если год назад с первого раза вождение сдавали только около 70 — 75% курсантов БОТШ РОСТО, то сейчас эта цифра достигает 90%.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии