Заместитель начальника Управления федеральной миграционной службы России по Амурской области Олег БыЗаместитель начальника Управления федеральной миграционной службы России по Амурской области Олег Бы

За времена перестройки в Амурской области развалилось не одно предприятие, которое привлекало иностранную рабочую силу. Десятки северокорейцев, не пожелавших вернуться на свою родину, живут здесь годами без документов. Миграционная служба выявляет таких: в прошлом году с территории области было выдворено 24 человека, с начала этого — уже 11. А к 13 гражданам КНДР у миграции особое отношение — они попросили предоставить им статус беженцев.

— В феврале этого года в наше управление обратились Ли Кук Сон и еще двенадцать его сограждан с ходатайством о признании их беженцами, — рассказал «АП» заместитель начальника Управления федеральной миграционной службы России по Амурской области Олег Быбин. — Мы направили необходимые материалы в Москву, а им выдали временные документы.

Надо отметить, что сначала эти 13 иностранных подданных обратились в Организацию Объединенных Наций. И уже по линии ООН в Управление федеральной миграционной службы России по Амурской области пришло обращение рассмотреть вопросы по данным лицам. Все они — граждане Корейской народно-демократической республики, которые в свое время въехали на территорию России, осуществляли здесь трудовую деятельность в лесопромышленном комплексе по межправительственному соглашению между сначала еще Советским Союзом, а затем Российской Федерацией и КНДР.

— Олег Анатольевич, где они работали?

— Согласно указанному соглашению, в Амурской области определены четыре административных территории — это город Тында, Тындинский, Зейский и Селемджинский районы. Где конкретно работал каждый из северокорейских нелегалов, в настоящий момент я сказать не готов. Покинув лесозаготовки, Ли Кук Сон несколько лет находился в бегах. Ли нам пояснил, что возвращаться домой в Корейскую Народно-Демократическую Республику он не захотел, как и другие 12 человек. Поэтому они и обратились с ходатайством о получении статуса беженца.

Когда к нам поступило обращение из Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, мы приняли от них ходатайства для принятия решения. Выдали всем справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, она действительна в течение трех месяцев. Мы продлили срок действия справки еще на три месяца.

— А почему продлили срок рассмотрения?

— Для полного установления всех необходимых данных по этим иностранным гражданам. И Ли Кук Сон, и другие корейские граждане много лет нелегально находятся на территории России, и документов, подтверждающих их личность, нет. Они говорят одно, начинаем проверять — данные не совпадают. Поэтому и пришлось продлить срок рассмотрения заявления.

— Как стало известно «АП», Ли Кук Сон уже 13 лет нелегально живет на территории области, а есть такие, кто и еще дольше. Неужели миграционной службе не было об этом известно?

— Определенной информацией по данным гражданам КНДР мы, конечно, владели. Но они подпадают под защиту Организации Объединенных Наций. Таких мер, которые мы обычно применяем к иностранным гражданам других государств, нелегально проживающим на территории России, мы применить не могли. Международные соглашения являются по статусу выше, чем наши федеральные законы. Поэтому мы в первую очередь регламентированы действиями международных договоров, и вопрос об административном выдворении либо депортации корейцев на момент их обращения к нам в феврале стоять не мог.

Обычно на иностранных граждан с недействительными документами, просроченными паспортами, когда срок пребывания их на территории РФ истек либо они незаконно находятся на территории нашей страны, мы составляем административный материал и затем передаем в суд. Хочу акцентировать: миграционная служба никого не выдворяет. Такое решение принимает только суд.

Кстати

Подавляющее большинство граждан Северной Кореи трудятся в лесозаготовительной отрасли. Самое большое предприятие, которое привлекает и использует «корейскую народно-демократическую силу», «Вондон Римоб» — филиал Минлеспрома КНДР, головное предприятие находится в Тынде.

При поступлении сведений о том, что иностранные граждане не соблюдают режим пребывания на территории РФ, миграционная служба вправе остановить деятельность любого предприятия до одного месяца. И такие меры в отношении ГУЛП «Вондон Римоб» уже принимали в этом году. После того, как они вернули граждан, которые покинули места работы, деятельность предприятия возобновилась.

Возрастная категория материалов: 18+