А оттуда к Берингову проливу для соединения с железнодорожной сетью США.
Лойку де Лобелю, представлявшему американо-французский синдикат, за все это нужно было, чтобы российское правительство в течение 90 лет разрешило ему пользоваться всем, что будет найдено в 25-километровой полосе земли вдоль всей линии. Коммерсанту пришлись по нраву природа и запасы полезных ископаемых, за счет добычи которых можно было запросто окупить все затраты и вдобавок получить солидную прибыль. В этом вопросе бизнесмену не отказали, наоборот, царь Николай Второй весьма благожелательно отнесся к этой затее. Но бюрократическая машина проволочек и затягиваний, а также решение делать ставку на Транссибирскую магистраль и начавшаяся мировая война не дали Лобелю реализовать свой проект.
В 1930 году к идее строительства второго железнодорожного выхода к тихоокеанскому побережью вернулись вновь. Советскую власть заинтриговали резюме изыскателей о сотнях миллиардах рублей, которые зарыты вдоль будущей железной дороги. Трассу новой линии предлагалось проложить от одной из станций западнее Байкала, через северную его оконечность по направлению к Советской Гавани. В это время будущая железная дорога впервые была названа Байкало-Амурской железнодорожной магистралью. Ученые энергично включились в разработку проблемы БАМа, сформулированной в качестве крупнейшей народно-хозяйственной задачи на востоке страны. Но из-за промахов в организации изысканий, отсутствия топографической подготовки и постоянных споров о маршруте БАМа в начале 30-х годов строительство ни на одном из участков так и не началось.
Мысли о богатстве Сибири и Дальнего Востока ни на один день не покидали советскую власть. Члены правительства понимали, что как только будет построена дорога в эту невероятно богатую неизведанность, вся страна заживет по-новому. В 1939 году был утвержден план строительства БАМа. Сооружение основной трассы планировалось завершить через 8 лет после прокладки вспомогательных линий Известковая — Ургал, Тахтамыгда—Тында и Волочаевка—Комсомольск, которые дали бы возможность вести строительство магистрали из трех опорных пунктов. В 1940—1941 годах на этих участках открылось рабочее движение. Война отодвинула сооружение основной трассы на 26 лет. Уже построенную железную дорогу от Тахтамыгды до Тынды разобрали и увезли в Сталинград для военных нужд.
В 1967 году были возобновлены проектно-изыскательские работы по трассе железной дороги. 8 июля 1974 года ЦК КПСС принимает постановление «О строительстве БАМа». Эта дата стала началом самого амбициозного инфраструктурного проекта в истории СССР.
Дорога жизни
Из постановления ЦК КПСС «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» от 8 июля 1974 года.
«…Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали имеет огромное экономическое и социально-политическое значение. Эта магистраль протяженностью около 3200 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре позволит ускорить развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока, вовлечь в хозяйственный оборот крупнейшие запасы полезных ископаемых и леса, обеспечить возрастающие объемы перевозок народно-хозяйственных грузов, улучшить внешнеэкономические связи Советского Союза через морские порты Дальнего Востока. Новая железная дорога будет способствовать закреплению кадров в этих районах страны, создавать более благоприятные условия для их жизни и быта».
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Уважаемые ветераны, строители и работники Байкало-Амурской магистрали!
От всей души поздравляю вас со знаменательной датой — с 35-летием начала строительства БАМа.
Освоение обширных территорий Сибири и Дальнего Востока всегда было важной стратегической задачей Российского государства. Строительство Байкало-Амурской магистрали стало одним из самых масштабных и грандиозных государственных проектов.
БАМ выдержал испытание временем — дорога по-прежнему продолжает эффективно работать. Сегодня для нее открываются новые перспективы, которые позволяют осуществлять масштабную разработку богатейших природных ресурсов Дальнего Востока.
Желаю вам крепкого здоровья, благополучия, процветания, успехов в труде и новых свершений на благо Дальнего Востока и всей России.
Виктор Ишаев, полпред Президента РФ в ДФО.
***
Уважаемые жители и труженики Байкало-Амурской магистрали! Ветераны и строители БАМа!
Поздравляю вас с замечательной датой — 35-летием одной из главных строек XX века!
Для сотен тысяч ее создателей эта стройка стала делом всей жизни, настоящей школой мужества и патриотизма. Для них участвовать в покорении тайги, с нуля создавать здесь магистраль было делом чести и долга перед Родиной. Сюда направлялись добровольцы со всех республик и краев Советского Союза. Комсомольцам, уехавшим строить БАМ, завидовали сверстники, которым не удалось получить заветную путевку. А они строили легендарную магистраль с чистым сердцем и светлыми помыслами о будущем.
Сегодня магистраль живет своей жизнью, по ней передвигаются десятки поездов, ее обслуживают тысячи работников, она является основной кормилицей их семей. Это своеобразная артерия жизни наших необъятных северных территорий.
Возможности трассы позволяют приступить к разработке богатейших природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, решать социально-экономические задачи региона. А значит, реально улучшать жизнь!
В этот торжественный день желаю всем труженикам магистрали, строителям и ветеранам крепкого здоровья, благополучия и новых трудовых свершений на благо нашей великой России!
Олег Кожемяко, губернатор области.
***
Уважаемые амурчане! Дорогие друзья!
От всей души поздравляем вас с 35-летием начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
История БАМа — это уникальная история стройки, прославившей наш регион и ставшей гордостью Амурской области. Особой признательности и благодарности за труд и верность непростой судьбе северной столицы Приамурья заслуживаете вы, уважаемые тындинцы. Несмотря ни на что, вы, с честью продолжая традиции первостроителей, вдохновенным отношением к своему делу ежедневно доказываете, что потенциал города неисчерпаем.
Желаем всем мирного неба, крепкого здоровья и счастья. Пусть БАМ будет всегда символом молодости, стойкости и энтузиазма!
Александр Башун, председатель Заксобрания области.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии