Осенью в Благовещенске начнется постепенная замена «Газелей» на машины с гораздо большей вместимостью. Вскоре на некоторых маршрутах появятся новые корейские автобусы ростовской сборки с общей вместимостью до 30 мест (посадочных — 17). По мере того как будет устаревать парк маршрутных такси, он будет постепенно заменяться. Это выгодно частным предпринимателям и удобно людям. Сейчас некоторые владельцы уже занимаются оформлением кредитов и заключением договоров на поставку. Кстати, новые «Газели» уже никто не покупает.
Другая проблема — кадровый голод. Водителей категории «Д» в Благовещенске катастрофически не хватает, поэтому хромает трудовая дисциплина. С таким составом, который трудится сегодня на наших дорогах, далеко не уедешь, слишком много случайных людей, которых вообще нельзя допускать к управлению.
По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем водителей станет еще меньше, так как одни автошколы резко подняли стоимость обучения — до 25 тысяч рублей (хотя три года назад получить категорию «Д» можно было всего за три), а другие и вовсе отказались готовить подобную специальность: уж слишком это хлопотное дело. Поэтому чем больше будет ощущаться нехватка маршрутных извозчиков, тем труднее на них воздействовать.
Испытано на себе
Однако и опытные кадры в этом сегменте потребительского рынка надолго не задерживаются. Напряженный ритм, низкая оплата труда, отсутствие элементарных туалетов на конечных остановках и социальных льгот заставляют многих искать себе место потеплее.
Как считает бывший водитель маршрута №24 Алексей С., в текучке виноваты сами работодатели. Зачастую хозяева транспортных средств нарушают трудовое законодательство.
— Мой рабочий день начинался в шесть утра, а заканчивался в половине двенадцатого ночи, — рассказывает молодой человек. — На следующий день катаешься на автопилоте по заданному кругу. График работы — два дня ездишь, два дня отдыхаешь. На самом деле приходилось пахать целую неделю напролет, без выходных и даже без перерыва на обед. Сошел с дистанции — потерял пассажиров, остался без денег. Отсюда раздражительность и нервозность. Интервал следования тоже слишком короткий, чтобы в него уложиться, приходится постоянно превышать скорость и нарушать другие правила дорожного движения.
Ежедневно водитель «микрика» был обязан отдавать работодателю полторы тысячи рублей, еще на «штуку» заправлять автомобиль. По разным подсчетам в кармане оседало от 1400 до 300 рублей. Самые «грибные» часы с 7.00 до 9.00 утра и с 17.00 до 18.00, в остальное время на линии делать нечего. В выходные, праздничные и жаркие дни выручка существенно уменьшалась, так как основные клиенты — студенты.
На конечных остановках нет туалетов. Поэтому приходится водителям пользоваться кустами, что не очень-то устраивает местное население. Руки тоже помыть негде, а ведь сидящий за рулем человек постоянно находится в тесном контакте с пассажирами, принимает и выдает деньги. Оклад водителю предприниматели ставят минимальный, поэтому на достойную пенсию заработать невозможно. Отпуск и оплачиваемый больничный лист — непозволительная роскошь. Подарок с барского плеча, когда хозяин дает наймиту «Газель» и разрешает три дня поработать чисто на себя.
— Но главная беда «маршрутников» — пассажиры, — уверяет Алексей. — Мне попадались и неадекватные, и пьяные. В лучшем случае — не заплатят за проезд или дверью назло так хлопнут, что выведут автомобиль из строя. В худшем — подкараулят после работы, заберут выручку. Полтора года назад в городе был случай, когда на моего коллегу напали возле дома, поколотили до полусмерти и отобрали деньги. Последнее время к этим бедам добавились и разборки с водителями муниципального транспорта. Они постоянно обвиняют нас в том, что мы специально перехватываем клиентов. А как быть, ведь наш автомобиль быстроходней и мобильней. Пока громоздкий автобус делает круг, у нас выходит два.
Похмельный синдром
Перед выходом и по окончании рабочего дня водитель обязан пройти мед- и техосмотр. Доктора ведут специальный журнал и знают своих пациентов в лицо, есть и своя статистика отстраненных от работы.
— Существует специальная методика проверки на профпригодность, — заявляет исполнительный директор городской общественной организации автоперевозчиков «Факс» Леонид Степанчук. — Врач измеряет пациенту пульс и давление. Бывает, что и до алкотестера дело не доходит — признаки опьянения налицо. Проверяем и на наркотики, правда за время моей работы ни разу не выявили наркомана, хотя подозрения, что конкретный человек балуется «травкой», конечно же были.
Ежедневно от работы отстраняется по одному-два человека. Основная причина — похмелье. После праздников количество таких горе-извозчиков возрастает до пяти.
Профилактический осмотр водители проходят раз в два года, что для такой напряженной и ответственной работы не совсем достаточно. Был в областном центре и такой случай: шофер «микрика» умер от сердечного приступа прямо на рабочем месте. Вскрытие показало, что у мужчины был врожденный недуг.
Во время контроля за дорожным движением амурские сотрудники Госавтоинспекции выявили 1911 нарушений, допущенных водителями автобусов. Среди них самые серьезные: 23 водителя управляли общественным транспортом, находясь в нетрезвом состоянии, 7 рулевых не имели водительского удостоверения категории «Д». Кроме этого, было зафиксировано 300 фактов превышения установленной скорости, 16 нарушений — при проезде железнодорожных переездов.
Еще одно популярное нарушение среди «маршрутчиков» — самовольная перепланировка салона, для того, чтобы вместилось больше пассажиров.
— Порой встречаются совершенно недопустимые «переделки», — отмечает старший инспектор по пропаганде Дмитрий Лапа. — В некоторых маршрутках напротив бокового сиденья — шест. При первом же резком торможении (а ремней безопасности в салоне нет) пассажир лбом угодит в эту палку — законы физики еще никто не отменял.
Убыточный бизнес
Всего по 21 благовещенскому маршруту передвигается 350 микроавтобусов. На них работают 500 водителей. Среди 100 владельцев 8% составляют представительницы прекрасного пола. Самый протяженный маршрут 38. В один конец 20 километров, круг — 40. Выгодные линии 11, 12, 4 , 25, 9, 44. Невыгодные — 34, 28.
За прошедшие два года разорились три маршрута: 29, 22, 27. Доходный некогда бизнес покинули 18 человек. Если несколько лет назад ежемесячная выручка от одного микроавтобуса была в три-четыре раза выше, чем средняя зарплата, то сейчас, чтобы получить реальную прибыль, предприниматель должен иметь два-три автомобиля.
— «Газель» не совсем удобный для перевозки пассажиров транспорт, — считает бывший предприниматель-перевозчик Андрей Г. — Эти машины боятся бокового удара и легко опрокидываются. А при ударе людей просто по салону разбрасывает. Они еще и экономически невыгодны: расходуют много топлива, часто ломаются. За два года цена на запчасти выросла в три раза. Ну а кто же захочет работать себе в убыток? Скорее всего, этот вид бизнеса будет затухать, тех денег, которые мы имели раньше, сегодня не заработаешь. Это рисковое вложение средств, быстрой прибыли здесь не получишь. А с таким ростом цен на бензин и маленькой стоимостью проезда ее вообще не будет! Еще один нюанс: чтобы тебя поставили на прибыльную линию, придется дополнительно раскошелиться. Цена вопроса напрямую зависит от того, какие у тебя связи. В свое время я неофициально заплатил за возможность работать на маршруте 12 300 тысяч рублей. Сейчас стоимость повысилась до 450—500 тысяч рублей. Кстати, объявления о подобных сделках, которые, естественно, не облагаются налогом, есть в рекламных газетах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии