Походы, раскопки, зарницы и общественно полезный труд – вот занятия для пятой четверти.  
Походы, раскопки, зарницы и общественно полезный труд – вот занятия для пятой четверти.

Действительно, как в любой новой инициативе, в переходе на новый учебный график пока много непонятного. В плюсах и минусах предложенного перехода на новый учебный график разбирался журналист «АП».

Причины

Министр образования и науки Амурской области Сергей Степанов называет несколько причин, которые свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования учебного графика.

Во-первых, сегодня большинство школ области перешли на 5-дневку.

— При этом переходе мы потеряли 34 учебных дня, — говорит Сергей Григорьевич. — Хорошо, что дети два дня отдыхают, но по результатам итоговой аттестации, по результатам ЕГЭ мы увидели, что сокращение учебного времени сказалось на успеваемости учеников. Значит, нужно его чем-то компенсировать.

Вторая причина — рост детской преступности и количества преступлений, совершенных против детей.

— У нас целых три месяца дети находятся фактически без присмотра, — продолжает министр образования. — 25 мая начальную школу уже отпускают на каникулы. Купить ребенку путевку в лагерь, даже пришкольный, не всем родителям по карману. И получается, что совсем маленького ребенка мы оставляем один на один с улицей. Разве плохо, если дети хотя бы в течение июня будут под присмотром?

Третья причина — сегодняшние школьники не знают, что такое общественно полезный труд. Возрождение ученических производственных бригад, отработка на пришкольных участках, благоустройство школьных дворов — подросткам будет чем заняться во время пятой четверти.

Четыре четверти — не догма

В сегодняшних образовательных учреждениях четыре четверти, к которым привыкли выпускники советской школы, далеко не догма. В Приамурье есть гимназии, где учебный процесс разбит не на четверти, а на триместры или семестры. Когда итоговая аттестация проводится не после каждой четверти, а дважды в год, это избавляет учеников от множества контрольных работ и лишних стрессов. График учебных и каникулярных дней устанавливает управляющий совет школы. Главное, чтобы количество этих дней совпадало с установленным Законом об образовании.

— В свободненской гимназии, где я в свое время был директором, у нас были семестры, — продолжает Сергей Степанов. — Это было более рациональное распределение учебной нагрузки в течение календарного года. Каждый раз после длинных каникул у детей снижается работоспособность, и в начале учебного года, после трехмесячного перерыва, трудно входить в учебный процесс. А переход на посеместровую учебу в нашей гимназии дал серьезный положительный эффект. Этот опыт, кстати, стал основой моей кандидатской диссертации. На базе гимназии я проводил исследование под руководством Хабаровского педуниверситета, под надзором и в сопровождении медиков.

Как это будет

Для школ, где пятая четверть станет реальностью, в учебном графике к имеющимся добавятся майские каникулы — очевидно, к традиционным майским праздникам добавятся еще дни для отдыха. Будут немного увеличены и зимние каникулы — чтобы все утренники и новогодние мероприятия прошли до начала общероссийских.

— Не нужно думать, что весь июнь детей заставят сидеть за партами, — продолжает министр образования. — В учебном плане пятой четверти нужно предусмотреть, чтобы большая часть учебного времени отводилась на практические занятия. Сборы, походы, экскурсии, отработку на пришкольных участках можно сконцентрировать на май — июнь. Сейчас идут разговоры, что в учебный план нужно ввести третий час физкультуры, чтобы этот предмет был трижды в неделю. А не дважды, как сейчас. Так вот, тот третий час можно ввести в пятой четверти, чтобы дети больше занимались на свежем воздухе, а за партами сидели по минимуму. Походы, раскопки, зарницы, спартакиады и общественно полезный труд — вот занятия для пятой четверти.

Понятно, что для разных школ потребуются разные варианты — для северных территорий приемлемо одно, для южных другое. Например, в Якутии учебный год начинается с 15 сентября, там начало осени — самое лучшее время. Может, в северных территориях нет смысла увеличивать зимние каникулы?

Возможно, несколько школ области вступят в эксперимент уже в этом году.

— Это не будет волевое решение сверху, хочу сразу всех успокоить, — говорит Сергей Степанов. — Министерство образования и науки области дало поручение Амурскому ИППК разработать рекомендации различных вариантов перехода на новый учебный график. На августовской педконференции эти разработки будут представлены. А уж принимать новый график или нет, решат управляющие советы школ. Наша задача — мотивировать их к этому.

Олег Кожемяко: «Почему нужно вводить пятую четверть?»

Свое выступление на Госсовете по поводу продления учебного года Олег Кожемяко прокомментировал в своем блоге на сайте http://portamur.ru.

— Мне приходится слышать много разных мнений о необходимости введения в школе пятой четверти. Более того, когда рассказал об этой идее семье, и жена, и дочь, которая учится в школе, в штыки восприняли эту инициативу. Доводы были простые и понятные — дети и так устают, как, мол, можно лишать их целого месяца каникул. Но когда мы рассмотрели проблему глубже, то все приняли мою позицию. Убедил я их, в общем-то, достаточно простыми доводами.

Мы привыкли думать, что наши дети учатся девять месяцев. По факту же они учатся всего семь. Сентябрь уходит на то, чтобы вспомнить все, что забыто за летние месяцы, а май — на годовые контрольные и праздники. В итоге вся годовая нагрузка наваливается на ребенка в эти семь месяцев. Конечно, такие перегрузки не проходят бесследно для детского организма. Ребенку необходимо обеспечить равномерную нагрузку в течение года — он учится, затем ему нужен перерыв.

И ведь есть мировой опыт. За границей тоже живут не глупые люди, они также заботятся о своих детях. Занятость ребенка в течение учебного года структурирована во всем мире. Нагрузка равномерно чередуется с отдыхом.

— Как вы относитесь к переходу на новый учебный график?

Владимир Самолюк, директор гимназии № 1 города Тынды:

— Я не против предложений по занятости детей летом. Не все же с родителями в турне уезжают. Опыт летней загрузки детей в школе у нас в гимназии есть. Тех, кто изъявляет желание поработать в летнее время, мы через центр занятости устраиваем прямо к нам. Девочки работают в библиотеке, мальчишки — подсобными рабочими при ремонте здания гимназии. В этом году у нас переезд из одного здания в другое, поэтому через центр занятости мы устроили учеников, чтобы они поработали «грузчиками», старшеклассники парты переносят, да еще и подзаработают на этом. Поэтому занять детей на часть каникул, чтобы они пользу приносили себе и школе, — очень здравая мысль. По поводу перехода на пятую четверть у нас сразу возникнет проблема — на севере у учителей отпуск 72 дня. Если учитель работает в июне, значит, в сентябре он из отпуска еще не вернется. В этом случае срывается учебный процесс. Возможно, для школы с большим педколлективом это не проблема. А у нас коллектив небольшой, заменить педагогов-отпускников будет некем. Да и на это потребуется дополнительное финансирование.

Элина Поцелуева, директор гимназии, Райчихинск:

— Три года назад наша гимназия уже перешла на новый учебный график — равномерное чередование учебных и каникулярных периодов. У нас год разбит на три триместра. Первое полугодие дети отдыхают неделю через каждые пять недель, а во втором полугодии отдых через каждые шесть недель. В рождественские каникулы мы отдыхаем на неделю дольше, чем вся страна. А летние каникулы у нас, как и у всех, три месяца. Правда, пятая четверть у нас все равно есть — это пришкольный лагерь, отработка на пришкольных участках, у нас есть летняя школа дикой природы, где занимаются гимназисты-экологи, есть также профильные отряды. Почему мы на это пошли? Это здоровьесберегающий график, по которому сегодня учатся во многих гимназиях европейской части России и за рубежом. Какие плюсы мы получили? Мы ушли от синдрома «третьей четверти», у нас снизилась заболеваемость ОРВИ, потому что как раз в проблемные недели дети сидят дома. Кроме того, наша гимназия уделяет большое внимание исследовательской деятельности, во время каникул у нас проходят открытые академические чтения, конференции.

Возрастная категория материалов: 18+