«Зима ослабит рубль».«Зима ослабит рубль».

Что может помешать рублю сохранить устойчивость, выяснял финансовый обозреватель «АП».

Фундаментальными факторами укрепления стоимости российской валюты выступили растущие цены на нефть и стабилизация на мировом финансовом рынке. Кроме того, «конкурент» рубля, американский доллар, стал сдавать позиции. Инвесторы бегут с долларового рынка, переводя средства на растущие сырьевые и фондовые рынки. Печальные прогнозы по поводу будущего американской валюты вновь стали популярными.

Те факторы, что заставляют слабеть курс доллара, оказывают поддержку курсу нашей валюты. Пожалуй, только ленивый не подметил о сложившейся прямой зависимости динамики цен на нефть и курса отечественного рубля. Господин Кудрин не раз подтверждал эту аксиому, заявляя: «Пока цена на нефть высокая, говорить о девальвации (рубля) не приходится».

Так что пока ценам на энергоносители предрекают рост, можно верить аналитикам банков, которые дают радужные прогнозы на ближайшие месяцы по поводу отечественной валюты. Однако те, кто предсказывал вторую волну девальвации рубля, упорно стоят на своем: курс рубля упадет, но чуть позже прогнозируемого времени.

«Зима ослабит рубль», «Девальвация рубля становится все более вероятной», «Банки боятся новой девальвации» — такие заголовки статей если не вызывают паники, то заставляют задуматься о судьбе родной валюты. Попробуем разобраться, какие доводы приводят пессимистично настроенные аналитики. Среди угроз стабильности рубля называются нестабильные цены на нефть, растущий дефицит государственного бюджета и жесткая политика Центробанка.

С ценами на нефть доводы связаны простой истиной: пополнение бюджета страны во многом зависит от объемов выручки нефтеэкспортеров, которая выражается в долларах за баррель. При падении цен на черное золото единственная возможность оставить неизменной величину рублевого притока от добытчиков нефти — размножить рубли. Тогда даже при снижении стоимости барреля на 5 процентов доходы казны останутся неизменными, если девальвировать рубль на тот же процент. С учетом того, что цены на нефть могут измениться в любой момент, опасения экспертов по поводу рубля вполне оправданны.

Второй показатель уязвимости рубля — образовавшийся дефицит бюджета. Увеличение госрасходов неизбежно приводит к увеличению так называемой денежной массы в стране. Здесь действует понятное правило: больше товара, ниже цена. Применимо к валюте это можно трактовать так: чем больше необеспеченных рублей в экономику вливается, тем ниже становится его курсовая стоимость.

Наконец, третья причина нестабильности курса (или, как говорят экономисты, волатильности курса) кроется в политике Банка России. Главный банк страны давно обозначил своим приоритетом борьбу с инфляцией. Поэтому сейчас все усилия прилагаются для удержания цен в стране на заданном уровне. Выбирая между стабильностью курса рубля или обеспечением ценовой стабильности, государство сделало ставку на последнее.

Ярким примером такой разнонаправленности денежно-кредитной политики можно считать решение о снижении ставки рефинансирования. С 15 сентября эта ставка снижена на 0,25% — до 10,5%. Центробанк пошел на такой шаг для поддержания наметившихся позитивных сдвигов кредитной активности банковского сектора и снижения уровня процентных ставок по кредитам. Это решение наверняка поддержат большинство амурчан. Но не стоит забывать, что при снижении ставки рефинансирования вызванное удешевление стоимости денег в стране оказывает давление на курс рубля. Уже этому «побочному эффекту» удешевления рубля, в контексте валютных отношений, рады немногие.

Еще один аспект выбранной денежно-кредитной политики Банка России — переход к режиму свободного плавания курса рубля. Представители Центробанка и ранее декларировали о необходимости скорейшего перехода к свободному установлению курса — без коридоров и потолков, но кризис помешал планам главных банкиров страны. Введение коридора колебания курса по отношению к бивалютной корзине в 26—41 рубль явилось временной мерой. По заявлению первого зампреда ЦБ РФ Алексея Улюкаева, сделанному на этой неделе, Центробанк намерен перейти к свободному образованию курса рубля уже в ближайшее время.

Конечно, курс рубля определяется совокупностью множества факторов. Но эксперты в своих прогнозах чаще всего называют именно эти три угрозы надежности рубля. Почему же аналитики ошиблись в сроках, когда называли август и сентябрь самыми вероятными месяцами для валютных потерь? Скорее всего, полгода назад мало кто из экспертов решался верить в скорейшее восстановление мировой экономики. Ответ кроется и в том, что в этом году правительство РФ впервые перенесло рассмотрение и утверждение бюджета на 2010 год на более поздние сроки. Согласно Бюджетному кодексу основные направления денежно-кредитной политики и главный финансовый документ страны должны были вноситься на рассмотрение парламента не позднее 26 августа. То есть уже в августе были бы ясны масштабы дефицита госказны и приоритеты государства на ближайший год. Однако в этом году полный пакет финансовых документов будет вынесен на суд народных избранников только 1 октября. Такая «отсрочка» вынудила аналитиков отложить свои предсказания.

Надежды на то, что рубль стабильным курсом пройдет осенне-зимний период, сохраняются. Власти, несмотря на заявление о переходе к режиму свободного плавания курса российской валюты, не снимают с себя ответственности за валюту страны. На днях премьер-министр Владимир Путин заявил о недопустимости чрезмерного укрепления рубля, что также можно трактовать как недопустимость правительством резкого колебания курса в ближайшее время. Стоит надеяться, что на сегодняшний день отечественная валюта оценена по справедливой стоимости.