Состоявшийся на прошлой неделе во Владивостоке международный конгресс рыбаков может стать знаковым для российских любителей рыбы и для амурских судостроителей. Россиянам пообещали решить проблему доставки рекордного улова лососевых с Дальнего Востока в центральную часть страны. Дальневосточные оптовые цены на горбушу упали вдвое, однако на прилавках российских магазинов прежние ценники.
Рыбный день
Глава Росрыболовства Андрей Крайний объявил о начале «рыбных интервенций», подобных традиционным зерновым. Чтобы не допустить разорения рыбаков, государство решило вмешаться в ситуацию. По словам Крайнего, две крупные компании договорились с одним из государственных банков о выделении крупного кредита под щадящий процент. На эти деньги может быть закуплено до 50 тысяч тонн рыбы, что составляет примерно десятую часть улова тихоокеанских лососей. Уже в скором времени оптовые компании должны поставить товар в розницу, где горбуша будет продаваться по «справедливой цене» — 65—80 рублей за килограмм.
2008 год стал прорывным в создании правовой базы отрасли, она обновилась на 90 процентов, — сообщил руководитель Росрыболовства. Принято около 30 нормативно-правовых актов и более 50 поправок к закону о рыболовстве. Распределены рыбопромысловые участки сроком на 20 лет и квоты на добычу водных биоресурсов — на десять. Впервые в истории российского рыболовства принята федеральная целевая программа по развитию отрасли до 2013 года — ее финансирование составит 62 миллиарда рублей, правительством одобрена концепция развития рыбного хозяйства страны.
Флотские проблемы
Одной из главных проблем является модернизация рыбопромыслового флота. Почти 80 процентов судов выработали свой ресурс, это увеличивает расходы на эксплуатацию и отражается на себестоимости продукции. Но у рыбопромышленных предприятий нет средств на обновление флота – одно крупнотоннажное судно стоит около 50 миллионов долларов. Росрыболовство обратилось в правительство с предложением строительства судов на условиях лизинга.
Со строительством больших кораблей вопрос пока открытый, а малотоннажные суда можно строить уже сейчас. Выступая на конгрессе, губернатор Амурской области Олег Кожемяко предложил принципиально новую схему обновления флота малых рыболовных сейнеров (МРС). Суда такого класса являются основой для прибрежного рыболовства и многих поселков и градообразующих предприятий, находящихся вдоль тихо-океанского побережья Дальнего Востока. Однако с начала 2000-х годов новые МРС практически не строятся.
Олег Кожемяко предложил строить сейнеры на благовещенском ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции».
— Я, как член правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу, изучил ситуацию, и мы выработали модель, по которой рыбаки должны получить новое судно по цене подержанного, а потом выплачивать оставшуюся сумму, уже эксплуатируя его, — отметил Олег Николаевич. — Полная стоимость при этом не должна превышать 800 тысяч условных единиц, а первоначальный взнос — в пределах 150 — 200 тысяч.
Правительство Амурской области собирается гарантировать залоговый реестр (давать гарантии под залог имущества) и субсидировать процентную ставку. В результате большой объем закупаемого металла, двигателей, тралового и другого оборудования обойдется дешевле, чем если покупать все это небольшими партиями. После строительства суда передаются в лизинговую компанию, банк под залог судов выдает кредит, и компания рассчитывается с заводом, который гасит свой кредит.
— Рыбак получает судно за 1/5 его стоимости, а остальные деньги платит в течение пяти лет — такая схема всех устраивает, — говорит Олег Кожемяко. — У многих рыбодобывающих предприятий есть десятилетние квоты, которые вскоре можно будет обращать в залог в банке. Думаю, что в этом году мы начнем закладку первых сейнеров на нашем заводе — это будет полезно и для Амурской области, и в целом для прибрежного комплекса всего Дальнего Востока.
Новые надежды
Кстати, возможность масштабного строительства на благовещенском заводе рассматривалась два года назад. Во время визита в Приамурье Андрей Крайний заявил, что почти половина рыболовного флота в ближайшие годы должна быть списана и этим судам необходима замена.
— В 2008 году может быть пять-семь судов, а вообще можно говорить о 100 -—150 судах на заводе в ближайшее время, — обнадежил тогда корабелов глава Росрыболовства. — Единственное, завод нуждается в модернизации, и в первую очередь — в новых проектах. Все существующие проекты устарели, последний из них — 1976 года, а технология ушла вперед, стыдно не учиться. Мы полагаем, что завод Октябрьской революции для нас может стать базовым заводом на Дальнем Востоке.
Впрочем, надеждам не суждено было сбыться. Одним из условий обеспечения государственными заказами была передача контрольного пакета акций, находящихся в частных руках, государству. Хозяева завода на это не решились, и теперь основная загрузка судостроительного предприятия — это изготовление металлоконструкций, линий электропередачи и прочих «непрофильных» изделий. А рыбаки и прочие компании, включая амурские, предпочитают заказывать суда в Китае — это дешевле.
— Не секрет, что стоимость малого рыболовного сейнера в базовой комплектации от 800— 900 тысяч долларов, в этом году у нас заказали одно судно, — невесело констатирует генеральный директор судостроительного завода Вячеслав Попов. — Причина в отсутствии собственных средств и дорогих кредитах. Что касается строительства новых МРС, то пока в основном это предварительная информация. От идеи до воплощения может уйти время.
Тем не менее в амурском правительстве возлагают надежды на этот проект. В «белом доме» отмечают, что уже достигнуты предварительные договоренности о предстоящем подписании договоров о строительстве девяти таких судов.
Добавить комментарий
Комментарии