
Как начинался разгром Квантунской армии
70-й
факт
9 августа 1945 года советские войска начали масштабную переправу через реку Амур в районе Благовещенска, Пояркова и Константиновки, ознаменовав старт Маньчжурской наступательной операции. Эта стратегическая операция стала ключевой частью советско-японской войны, преследуя цель разгрома Квантунской армии и освобождения Маньчжурии и Северной Кореи.
В районе Благовещенска наступление началось с мощного артиллерийского удара по японским укреплениям, после чего советские части приступили к форсированию реки. Несмотря на сложные условия — рекордно высокий уровень воды и хорошо укреплённые позиции противника — войскам удалось захватить плацдармы на противоположном берегу, создав условия для дальнейшего продвижения.
Переправу обеспечила Амурская флотилия
Важную роль в успехе операции сыграла Амурская военная флотилия, обеспечившая переправу. В её состав входили 11 канонерских лодок, 12 тральщиков, 52 бронекатера и 6 мониторов, а также мобилизованные гражданские суда, переоборудованные для переброски войск и техники.
10 августа начался штурм Сахаляна. После интенсивной артиллерийской подготовки бронекатера подавили вражеские огневые точки, а десантники закрепились на захваченном плацдарме. Всего за несколько дней через Амур были переправлены 30 тысяч солдат, 160 танков, 429 орудий и 116 бронемашин, что позволило советским войскам развить наступление вглубь Маньчжурии.
Письмо двух капитанов в «Амурскую правду»
Подробности этой операции описали в своем письме, опубликованном в АП, капитаны Краснознеменной Амурской флотилии В. Шашкин и В. Топильский.
«Преодолевая быстрое течение Амура, катера вели за собой на буксире понтоны. На них находились бойцы, машины, орудия, танки. От места посадки до пункта выгрузки было 10 километров. В течение двух часов пехотинцы исполняли обязанности моряков. Катер взлетал вверх, зарываясь в пене, канаты натягивались и, казалось, вот-вот они не выдержат такого напряжения.
На изгибе реки течение было особенно стремительным. В этот критический момент заглох мотор одного катера. Волны подхватили паром и понесли его к острову, расположенному посреди реки. Бойцам грозила опасность сесть на подводные камни или завязнуть в прибрежных зарослях.
Всего за несколько дней через Амур были переправлены 30 тысяч солдат, 160 танков, 429 орудий и 116 бронемашин, что позволило советским войскам развить наступление вглубь Маньчжурии.
— Бросай якоря! — послышалась команда начальника парома лейтенанта Гачина.
Шесть якорей опустились на дно Амура. Бойцы взялись за весла и багры. Пока моторист исправлял повреждение, сильные руки стрелков удерживали понтонный паром на середине реки.
Подняв за кормой фонтан воды, мотор снова заработал.
Два бойца одной роты — Иван Селиверстов, прошедший с боями всю Германию до Эльбы, и старый воин-дальневосточник Сергей Гончаров — смотрели на туманные очертания приближавшегося берега.
В разных местах сюда причаливали паромы, катера. Корабли Краснознаменной Амурской флотилии зорко несли боевую вахту. В небе, прикрывая переправу советских войск, кружились истребители.
На маньчжурском берегу в разные стороны по густой мелкой траве Уссурийской долины расходились свежие следы. Отсюда ушли вперед наши части. Здесь связисты наспех развернули телефонную станцию. С нашим берегом их соединяет подводный кабель, проложенный по дну Амура.
На правобережье Амура царит оживление. Сюда непрерывно прибывают новые подразделения и прямо с переправы движутся вперед — туда, где наши передовые части ведут бои с японскими агрессорами».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии